UA

Топ-10 киберспортивных игр по размеру призового фонда

Киберспорт набирает популярность с ошеломляющей скоростью. Если раньше «игрушки на компьютере» считались просто развлечением, то сейчас киберспортмены добиваются внушительных успехов и получают гонорары наравне с обычными спортсменами. Иногда призовые фонды турниров составляют внушающие суммы. Поэтому Информатор Tech, ссылаясь на ITC, решил собрать топ-10 киберспортивных игр по размеру призового фонда.

Вокруг esport-соревнований, как и вокруг традиционных спортивных дисциплин, появилась целая индустрия, включающая продажу снаряжения (мышек, гарнитур, ковриков, видеокарт) и одежды, атрибутики, рекламы, трансляций и пр. В 2020 г. выручка этого рынка перевалила за $1 млрд., а в 2023 году она, по самым скромным прогнозам, превысит $1,5 млрд. Впрочем, зрителям, как правило, не интересны доходы компаний-промоутеров и производителей сувенирной продукции, им интереснее, кто из игроков зарабатывает больше. Все цифры приведены по данным сайта Esports Earnings.

1. Dota 2

Призовой фонд $230,8 млн. Число турниров с призами 1487 Год выхода 2013 Разработчик/издатель Valve Жанр MOBA Платформы Windows, Linux, macOS Оригинальный мод Defense of the Ancients для Warcraft III: Reign of Chaos (2002) вышел еще в 2003 году, моментально стал популярным и породил целый новый игровой жанр – Multiplayer online battle arena (MOBA). Впрочем, киберархеологи возводят корни MOBA к RTS Herzog Zwei (1989) для Sega Genesis. Не суть. Первая Dota стала киберспортивной дисциплиной буквально со старта, маленькие турниры проводили в компьютерных клубах еще в 2004 году. Но настоящая популярность к игре как esport-дисциплине, в которой можно заработать неплохие деньги, пришла после того, как за дело взялась Valve. Турниры по Dota 2 с крупными денежными призами начались еще до того, как игра вышла из статуса беты. Собственно, первая публичная демонстрация Dota 2 и была проведена на самом первом турнире The International, 17-21 августа 2011 г. на выставке Gamescom в Кельне, Германия. Том самом The International, который установил новые стандарты призовых для киберспорта, сходу взяв планку в $1,6 млн. Если вы еще помните, самый первый The International выиграли украинцы из Natus Vincere. C 2013 г. призовой фонд The International, к формированию которого, посредством продажи боевых пропусков, стали привлекать зрителей, начал расти как на дрожжах, с каждым годом легко перекрывая рекорд предыдущего: $2,9 млн. (2013), $10,9 млн. (2014), $18,4 млн. (2015), $20,8 млн. (2016), $24,8 млн. (2017), $25,5 млн. (2018), $34,3 млн. (2019). The International 2020 был отменен из-за COVID-19, но его призовой фонд уже успели сформировать – $40 млн.. По идее, эти деньги пойдут в счет грядущего The International 2021, который должен пройти в Стокгольме, Швеция, если только его тоже не отменят. Но The International – это далеко не единственный «денежный» турнир по Dota 2, есть еще Dota2 Major Championships с призовыми фондами в $1–3 млн. В апреле 2017 г. Major с призами на $3 млн. проходил в Киеве. А еще есть турниры World Electronic Sports на $1,5 млн., DreamLeague, ESL и MDL по $1 млн. и масса турниров поменьше с фондами всего-то в сотни тысяч долларов. Вплоть до небольших региональных и городских соревнований за призы в $10-15 тыс. Суммарно все это дает внушительную сумму в $231 млн. призовых, разыгранных в течение 10 лет. Неудивительно, что в списке самых богатых киберспортсменов первые десять мест занимают именно дотеры. Ладно, будем честными, в первой тридцатке только один не дотер – Кайл «Bugha» Гирсдорф, играющий в Fortnite и занимающий 12 место с $3,1 млн. призовых.

2. Counter-Strike: Global Offensive

Призовой фонд $110,5 млн. Число турниров с призами 5481 Год выхода 2012 Разработчик/издатель Valve Жанр командный шутер от первого лица Платформы Windows, macOS, Linux, PlayStation 3, Xbox 360 И снова Valve, и снова игра, появившаяся как мод, в эпоху, когда разработчики думали не о монетизации и даже не о киберспорте, а о классном мультиплеере. CS: GO — уже третья после классического Counter-Strike 1.6 (2003) и Counter-Strike: Source (2004) итерация оригинального Half-Life: Counter-Strike (2000). И самая успешная, судя по размеру призовых и числу турниров. Сразу после релиза Valve критиковали за ограничение размера призового фонда крупных турниров по CS: GO в $250 тыс. на фоне миллионных призов в Dota 2, так что начиная с MLG Major Championship: Columbus 2016 суммы подросли до $1 млн. и выше. Крупнейшие турниры по Counter-Strike: Global Offensive проводят все те же World Electronic Sports Games – $1,5 млн., ELEAGUE – $1 млн. и больше, StarLadder и другие. В отличие от Dota 2, крайне популярной в Китае, Южной Корее и других странах Восточной Азии, лучшие команды, самые сильные игроки и большинство болельщиков «Контры» находятся в Европе. Впрочем, первый по числу заработанных денег игрок в CS: GO, датчанин Питер «dupreeh» Расмуссен, с выигрышем в $1,9 млн. занимает только 34 место в общем рейтинге. В список Топ-100 киберспортивных игр входят также и Counter-Strike 1.6, и Counter-Strike: Source со скромными на фоне своего «потомка» суммами в $13,5 млн. (11 место) и $3,1 млн. (34 место), соответственно. Интересная особенность Counter-Strike: Global Offensive – крупнейший рынок виртуальных товаров в рамках Steam Marketplace, в том числе и товаров, напрямую связанных с esport-событиями. Стоимость редкой шкурки для оружия или наклейки любимой команды с конкретного турнира могут доходить до $1,5-2 тыс.

3. Fortnite

Призовой фонд $99 млн. Число турниров с призами 673 Год выхода 2017 Разработчик/издатель Epic Games Жанр Battle Royale Платформы Windows, macOS, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X/S, Android, iOS, Nintendo Switch Правильно, конечно, Fortnite Battle Royale, а не просто Fortnite, но все уже привыкли к сокращенному названию, да и оригинальную игру, Fortnite: Save the World, ответвлением которой и является современный Fortnite, уже мало кто помнит. В свое время Fortnite Battle Royale, разработанная в дикой спешке на волне успеха PlayerUnknown’s Battlegrounds, спасла Epic Games от банкротства, сделала Тима Суини миллиардером и позволила компании перейти в высшую лигу, конкурировать с Valve и судиться с Apple. Fortnite стала настоящим культурным феноменом, в 2018-19 гг. о ней регулярно говорили все общеполитические новостные телеканалы, сайты и даже традиционные бумажные СМИ. Fortnite больше, чем просто игра, в ней проводят мультимедийные и музыкальные перфомансы, анонсируют фильмы и клипы, и пр. О разнообразном мерче из игры мы уже даже и не говорим. Успешна игра и на киберспортивной арене. Всего за три года и с на порядок меньшим числом турниров Fortnite умудрился догнать CS: GO по размеру призового фонда и в ближайшее время, похоже, обойдет старичка, выйдя на второе место. Первый большой турнир по этой Battle Royale прошел уже в июне 2018 г. в рамках E3, а в мае 2019 г. Epic Games объявила, что планирует вложить в esport не менее $100 млн. в течение года. К сожалению, COVID-19 внес коррективы в планы компании, тем не менее, размеры призового фонда на мероприятиях по Fortnite впечатляют. Вершиной в esport-активностях Epic Games стал прошедший 26–28 июля 2019 г. в Нью-Йорке Fortnite World Cup с призовым фондом более $30 млн., практически поровну поделенным между сольными и парными состязаниями. Планировавшийся на 2020 г. следующий чемпионат по вполне понятным причинам отменили. Другие крупные турниры по Fortnite включают сезонную Fortnite Skirmish Series, Fortnite Champion Series, Royale с призами от $250 тыс. до почти $2 млн. В 2020 г. в связи с пандемией число турниров значительно уменьшилось.  

4. League of Legends

Призовой фонд $82 млн. Число турниров с призами 2491 Год выхода 2009 Разработчик/издатель Riot Games Жанр MOBA Платформы Windows, macOS League of Legends или просто LoL – клон и главный конкурент сначала Dota, а затем Dota 2. Смешно, но вначале издатели вообще не хотели поддерживать игру без однопользовательской кампании и с Free-to-Play моделью распространения. Помог китайский мегахолдинг Tencent, который взялся продвигать игру в Китае, а в 2011 г. и вовсе купил студию-разработчика Riot Games (Лос-Анджелес, США). Сейчас League of Legends генерирует колоссальный денежный поток на косметике. $2,1 млрд. в 2017 г. (рекорд), $1,75 млрд. в 2020 г. Между Dota 2 и LoL вообще идет своеобразное соревнование по числу героев и косметики для них. Пока что побеждает LoL – 140 чемпионов против 120 героев в Dota 2. При этом Tencent / Riot Games намного лучше работают с дополнительными медиа. У LoL хорошо проработанный лор, история мира, персонажей, по игре выходят рассказы, комиксы, видео. Есть даже виртуальная поп-группа K/DA из героинь LoL, которая выпускает очень яркие клипы. Начиная с 2018 г., Riot Games взяла курс на диверсификацию и развитие вселенной League of Legends, успев выпустить авто-баттлер Teamfight Tactics по LoL; мобильную MOBA League of Legends: Wild Rift; коллекционную карточную игру Legends of Runeterra, события которой происходят опять-таки в мире LoL; конкурента CS:GO Valorant. На подходе тактическая однопользовательская RPG Ruined King: A League of Legends Story и еще три не анонсированных проекта. Что же до esport-составляющей, то турниры по LoL с денежными призами проводились еще в рамках World Cyber Games (кстати, легендарный турнир недавно возродили под крылом корейского игрового издателя Smilegate), Intel Extreme Masters и DreamHack. Начиная с 2011 г., проходит League of Legends World Championship, бывший до появления The International киберспортивным турниром с самым крупным призовым фондом. Сейчас чемпионаты мира по LoL с призами в $5–6,45 млн. откатились в хвост Топ-10, уступив верх таблицы Dota 2. Впрочем, в отличие от Valve, Riot Games платит зарплаты лучшим игрокам мира, соревнующимся в League of Legends Championship Series, вместо того, чтобы повышать уровень призовых за счет зрителей. Другие крупные соревнования по LoL включают турниры серий Mid-Season Invitational ($1–1,5 млн.), LoL Pro League ($400-500 тыс.), различные региональные лиги. Всего же за 12 лет Riot Games потратила на призовые более $82 млн.  

5. StarCraft II

Призовой фонд $34,7 млн. Число турниров с призами 6063 Год выхода 2010 Разработчик/издатель Blizzard Entertainment Жанр стратегия реального времени Платформы Windows, macOS Сиквел классического StarCraft изначально нацеливался на киберспортивный рынок, мало того, конкретно на южнокорейский киберспортивный рынок. После выхода StarCraft: Brood War в конце 90-х гг. прошлого века эта стратегия стала настоящим феноменом в Южной Корее, в нее играли во всех без исключения клубах, существовали специальные издания и телеканалы, посвященные только StarCraft. В середине 2000-х гг. StarCraft был основной киберспортивной дисциплиной, и рекорды призовых принадлежали именно «Старику». Так что Blizzard Entertainment возлагал на StarCraft II: Wings of Liberty большие надежды. Что ж, издатель не прогадал. Игра вновь стала безумно популярной в Южной Корее, быстро переманив большинство лиг, игроков и зрителей оригинальной StarCraft. С 2012 по 2019 г. основные соревнования проходили под эгидой StarCraft II World Championship Series (призовой фонд финалов последних лет – $500-700 тыс.), в 2020 г. ее заменили турниры ESL Pro Tour StarCraft II. Впрочем, по-настоящему глобальной StarCraft II так и не стала, в игре доминируют южнокорейские игроки. В верхней двадцатке их сразу семнадцать, впрочем, первое место занимает финский феномен Йоона «Serral» Сотала, ставший в 2018 г. чемпионом мира и заработавший за карьеру $911 тыс. (105 место в общем рейтинге). А на двадцатом месте списка лучших игроков в StarCraft II самая успешная девушка-игрок в мире – киберспортсменка-трансгендер из Канады Саша «Scarlett» Хостын, которую называют «Корейским криптонитом». Размер её призовых за 10 лет карьеры – $393 тыс. Оригинальная StarCraft: Brood War занимает 16 место в списке киберспортивных игр с самым крупным призовым фондом. Ее результат – $8,4 млн.  

6. Overwatch

Призовой фонд $26,7 млн. Число турниров с призами 747 Год выхода 2016 Разработчик/издатель Blizzard Entertainment Жанр командный шутер от первого лица Платформы Windows, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch Соревновательный hero-шутер от Blizzard прямо-таки просился в esport, тем более что у издателя уже был отличный опыт продвижения в этом сегменте StarCraft / StarCraft II. Хотя разработчики и утверждают, что в первую очередь они думали не о киберспорте, а о построении комьюнити и получении удовольствия от игры… а еще о заработке на лут-боксах. Впрочем, это не помешало Blizzard совместно с партнерами проводить турниры по Overwatch уже летом 2016 г., буквально через пару месяцев после релиза игры. В конце 2016 г. издатель объявил о создании профессиональной киберспортивной лиги Overwatch League (OWL), построенной по принципу дивизионов, как лиги традиционных видов спорта в США. Первый сезон OWL прошел в 2018 г., и сейчас основные призы разыгрываются именно в этом формате. Команды, входящие в текущий состав OWL, а всего их 20, размещаются в США, Канаде, Китае, Южной Корее, Франции и Великобритании. Здесь все как в традиционном профессиональном споре: составы команды, форма для игры дома и на выезде, круговые игры и плей-офф. Призовой фонд плей-оффов последних двух лет – $3-3,5 млн., свой призовой фонд есть и у чемпионатов дивизионов. В ноябре 2019 г. Blizzard анонсировала разработку Overwatch 2, которая должна быть совместима по мультиплеерной среде с оригинальной игрой и позволит геймерам состязаться друг с другом из разных версий. Как это повлияет на устройство Overwatch League, пока неизвестно. Даты релизы у сиквела еще нет.  

7. PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS

Призовой фонд $25,6 млн. Число турниров с призами 323 Год выхода 2017 Разработчик/издатель PUBG Corporation Жанр Battle Royale Платформы Windows, Android, iOS, Xbox One, PlayStation 4, Stadia И еще один Battle Royale в списке – PUBG, привлекший внимание к этому субжанру и породивший волну подражателей, один из которых, Fortnite, даже обскакал оригинал. И хотя те времена, когда PUBG доминировал в чарте Steam, собирая в пике до 3,2 млн. человек онлайн, уже прошли, игра все еще неплохо себя чувствует, особенно в мобильном формате. Первые турниры по PUBG начали проводиться еще тогда, когда игра находилась в Раннем доступе. Сейчас основные турниры по игре – это онлайновые PUBG Global Invitational.S, состоящие из еженедельных серий, проходящие в течение шести недель с нарастающим итогом. Побеждает тот, кто собрал больше денег. Призовой фонд на текущий момент $2,4 млн. плюс краудфандинг с помощью болельщиков. Крупные оффлайновые турниры прошлых лет: PUBG Global Championship 2019 ($4 млн.), PUBG Global Invitational 2018 ($2 млн.), национальные и региональные лиги ($200-500 тыс.). Суммарная цифра, приведенная в шапке, относится только к PC и консольным версиям игры, мобильный PUBG считается отдельно и занимает 14 место в списке с призовым фондом в $11 млн.  

8. Hearthstone

Призовой фонд $24,1 млн. Число турниров с призами 902 Год выхода 2014 Разработчик/издатель Blizzard Entertainment Жанр коллекционная карточная игра Платформы Windows, macOS, iOS, Android Третья игра Blizzard и единственная ККИ в списке. Hearthstone стала киберспортивной дисциплиной стремительно. Первые турниры проходили еще тогда, когда игра находилась в статусе закрытой бета-версии. С 2014 г. проводится Hearthstone World Championship. Призовой фонд первого чемпионата составил $250 тыс., на турнире 2020 г., естественно, уже онлайновом, разыгрывались $500 тыс. В 2017 и 2018 гг. денежный приз был еще больше – $1 млн. К другим крупным турнирам относится серия Hearthstone Masters Tour и GrandMasters с призовыми фондами в $500 тыс. каждый. Кстати, в Топ-20 игроков Hearthstone по размеру призовых есть два украинца. Прародительница всех коллекционных карточных игр MTG, после выхода Magic: The Gathering Arena, активно догоняет Hearthstone. Wizards of the Coast планирует ежегодно разыгрывать $10 млн. призовых, поровну разделенных между традиционными бумажными и виртуальными соревнованиями. Впрочем, финалы крупных международных турниров уже тоже проходят в электронном варианте. Так удобнее и игрокам, и судьям, и зрителям. В 38 турнирах по MTG Arena уже разыграно более $6 млн. призовых.

9. Arena of Valor

Призовой фонд $23,8 млн. Число турниров с призами 61 Год выхода 2016 Разработчик/издатель TiMi Studios / Tencent Games Жанр мобильная MOBA Платформы Android, iOS, Nintendo Switch Мобильная MOBA от TiMi Studios, принадлежащей опять-таки китайской Tencent Games. Arena of Valor – международная адаптация китайской игры Honor of Kings. По сути, Arena of Valor — несколько перелицованная мобильная версия LoL с раундами продолжительностью около 15 минут и возможностью играть 1 на 1, 3 на 3 или 5 на 5. Игра популярна в первую очередь в странах Восточной Азии, в каждой из которых есть собственные региональные лиги. По Arena of Valor проводятся два крупных международных турнира – Arena of Valor International Championship (AIC) и Arena of Valor World Cup (AWC) с призовыми фондами в $500 тыс. Но самые крупные турниры — исключительно китайские. Так, на Honor of Kings World Champion Cup 2020 в Шанхае и Пекине разыгрывалось 32 млн. юаней (около $4,6 млн.), на Honor of Kings World Champion Cup 2019 в Шэньчжэне – $2,1 млн., на King Pro League Fall 2018 в Чэнду – $1,7 млн. и т.д., призы больше, чем во многих немобильных играх. Неудивительно, что в списке Топ-25 игроков в Arena of Valor по призовым 23 китайца и 2 тайванца. Учитывая, что Arena of Valor — относительно новая игра, в которую сейчас вливаются серьезные деньги, она имеет все шансы подняться в этом списке выше.  

10. Heroes of the Storm

Призовой фонд $18,2 млн. Число турниров с призами 475 Год выхода 2015 Разработчик/издатель Blizzard Entertainment Жанр MOBA Платформы Windows, macOS Четвертая игра от Blizzard Entertainment и еще одна MOBA в списке. Blizzard может сколько угодно называть Heroes of the Storm «hero brawler», это никого не обманет, MOBA — она и есть MOBA, и конкурировать на рынке, поделенном между Dota 2 и LoL, ей было сложно, даже несмотря на привязку к другим проектам Blizzard через персонажей. На начальном этапе Blizzard вкладывала много денег и усилий именно в киберспортивную составляющую Heroes of the Storm, проводя региональные лиги Heroes Global Championship и студенческий чемпионат Heroes of the Dorm. Призовой фонд крупнейших турниров достигал $500 тыс. – $1 млн., а соревнования в рамках BlizzCon и того больше – $2 млн. Но в декабре 2018 г. студия объявила о прекращении поддержки esport-направления, и с тех пор интерес к игре пошел на спад. Если в 2018 г. было разыграно $6,5 млн. призовых в рамках 13 турниров, то в 2019 г. — только $311 тыс. на 15 соревнованиях, ну а в 2020 г. — и вовсе жалкие $6,745 на 4 мероприятиях. Так проходит слава мирская. Впрочем, Heroes of the Storm зацепилась за последнюю строчку Топ-10 надолго. Крупные турниры по Counter-Strike 1.6, занимающей 11 место с $13,5 млн., уже давно не проводятся. А Rainbow Six Siege с ее $13,2 млн. (12 место) понадобится как минимум 1,5-2 года, чтобы догнать игру Blizzard. Суммарно же во всех esport-дисциплинах на сегодня разыграно около $933 млн. призовых. Наверняка в течение полугода эта сумма перевалит за $1 млрд. Вполне на уровне с большим спортом. Деньги за победу: топ-10 киберспортивных игр по размеру призового фонда

Крупнейшие esport-турниры по размеру призового фонда

1. The International 2019 (Dota 2) – $34,330,069 2. Fortnite World Cup Finals 2019 (Fortnite) – $30,387,500 3. The International 2018 (Dota 2) – $25,532,177 4. The International 2017 (Dota 2) – $24,687,919 5. The International 2016 (Dota 2) – $20,770,460 6. The International 2015 (Dota 2) – $18,429,613 7. The International 2014 (Dota 2) – $10,931,103 8. LoL 2018 World Championship (League of Legends) – $6,450,000 9. LoL 2016 World Championship (League of Legends) –$5,070,000 10. LoL 2017 World Championship (League of Legends) – $4,946,969  

Самые успешные киберспортивные команды, в скобках основные игры

1. Team Liquid (Dota 2, CS:GO) – $36,360,675 2. OG (Dota 2) – $34,388,223 3. Evil Geniuses (Dota 2, CS:GO) – $24,350,698 4. Fnatic (CS:GO, Dota 2, LoL) – $16,014,225 5. Virtus.pro (Dota 2, CS:GO) – $15,532,174 6. Newbee (Dota 2) – $14,225,385 7. Vici Gaming (Dota 2) – $13,367,743 8. Natus Vincere (Dota 2, CS:GO) – $12,306,452 9. Team Secret (Dota 2) – $12,210,575 10. Invictus Gaming (Dota 2, LoL) – $11,762,005  

Самые успешные киберспортсмены (все Dota 2)

1. Йохан «N0tail» Сундштейн (Дания) – $6,974,737 2. Джесси «JerAx» Вайникка (Финляндия) – $6,470,548 3. Анатан «ana» Фам (Австралия) – $6,000,411 4. Себастьян «Ceb» Дебс (Франция) – $5,564,712 5. Топиас «Topson» Таавитсайнен (Финляндия) – $5,481,317 6. Куро «KuroKy» Тахасоми (Германия) – $5,204,004 7. Амер «Miracle» Аль-Баркави (Иордан) – $4,806,941 8. Иван «MinD_ContRoL» Иванов (Болгария) – $4,588,016 9. Марун «GH» Мерхей (Ливан) – $4,202,310 10. Лассе «Matumbaman» Урпалайнен (Финляндия) – $3,771,369 Деньги за победу: топ-10 киберспортивных игр по размеру призового фонда

Самые успешные украинцы в киберспорте, в скобках рейтинг в мире

1. (50) Владимир «Noone» Миненко (Dota 2) – $1,621,823 2. (56) Роман «Resolut1on» Фоминок (Dota 2) – $1,462,970 3. (102) Илья «Lil» Ильюк (Dota 2) – $919,949 4. (129) Данило «Dendi» Ишутин (Dota 2) – $806,570 5. (133) Александр «s1mple» Костылев (CS:GO) – $796,321 6. (134) Даниил «Zeus» Тесленко (CS:GO) – $792,385 7. (148) Иоанн «Edward» Сухарев (CS:GO) – $719,174 8. (167) Александр «XBOCT» Дашкевич (Dota 2) – $662,208 9. (313) Глеб «Funn1k» Липатников (Dota 2) – $417,381 10. (336) Александр «DkPhobos» Кучеря (Dota 2) – $383,241 Ранее мы сообщали, что LEGO совместно с NASA представила набор Space Shuttle Discovery. Также писали о том, что в Epic Games Store бесплатно раздают Creature in the Well.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.