Ученые предложили выращивать на Марсе щиты от радиации из "чернобыльского" грибка

Одной из самых больших опасностей в космосе для человека является солнечная радиация. Если на Земле мы защищены от ее влияния атмосферой, в открытом космосе или на других планетах такого защитного слоя нет, поэтому будущим колонизаторам нужна защита.

Американские ученые предложили рассмотреть вариант защиты аппаратов и будущих поселений на Марсе от космической радиации с помощью микрогрибка, который живет за счет поглощения опасного для человека излучения. Об этом сообщает Информатор Tech, ссылаясь на Liga.

Препринт их статьи выложен на сервере bioRxiv. Основной угрозой здоровью астронавтов в дальнем космосе будет радиация. Среднегодовая эквивалентная доза человека на Земле – около 6,2 мЗв, тогда как на Международной космической станции – 144 мЗв. За год в потенциальной трехлетней миссии на Марс астронавт получит до 400 мЗв, в основном от космического излучения, а не местных источников радиации. Авторы подчеркивают: из-за сложной природы космического излучения, "вероятно, не существует универсального решения этой проблемы", которая еще более усугубляется ограничением массы космического аппарата. Они считают, что у биотехнологий в этой сфере - уникальные преимущества: пригодность для использования ресурсов на месте, самовосстановление и адаптивность.

Грибок Cladosporium sphaerospermum под микроскопом Грибок Cladosporium sphaerospermum под микроскопом

Они напомнили, что некоторые насекомые, бактерии и грибы прекрасно чувствуют себя в условиях высокого радиационного фона. Например, тот грибок, который в 1991 году обнаружили в воде пруда-охладителя Чернобыльской АЭС. Для получения жизненной энергии такие микроорганизмы используют радиосинтез. Аналогично тому, как растения делают это с хлорофиллом, Cladosporium sphaerospermum (так называется грибок) использует меланин для преобразования гамма-излучения в химическую энергию. Способность этого вида ослаблять излучение изучалась на МКС в течение 30 дней по программе поиска решений для полетов на Марс. Уровень радиции под 1,7 миллиметр слоем грибов был на 2,17±0.35% ниже, чем без него, с потенциалом увеличения показателя до 5,04%. "Слой этого грибка толщиной примерно 21 сантиметр мог бы в значительной степени уменьшить годовой эквивалент дозы облучения от окружающей среды на поверхности Марса. Для достижения такого же показателя потребуется смесь меланина и местного реголита толщиной 9 см", - пишут исследователи.

Ранее мы сообщали, что Samsung Galaxy S10 спас жизнь паре после кораблекрушения. Также писали о том, сколько стоит взломать аккаунт Facebook или Gmail.