Информатор Tech

Новости

Большое интервью с директором Microsoft Украина Михаилом Шмелевым

Microsoft — компания, которая входит в пятерку лидеров среди мировых брендов и имеет значительный капитал. Сфера деятельности компании не ограничивается одной лишь ОС Windows или приложениями по типу World, Excel или все того же Skype. Microsoft выпускает голосовых ассистентов, предлагает облачные услуги и, куда же без этого, делает свою технику. Как живет компания в Украине, и чем «дышит» в мире, рассказал Михаил Шмелев — директор по технологической политике «Майкрософт Украина».

Интервью проходило в уютном и технически подкованном офисе Microsoft в Киеве. Михаил рассказал Информатор Tech, как сейчас обстоят дела с рынком облачных услуг в Украине и мире. А еще немного историю самого Михаила, как он стал работать в компании, какие советы он может дать начинающим IT-шникам, что сделало компанию такой популярной, какой подход работает с клиентами. Об этом и многом другом вы узнаете из интервью ниже.

  Ниже приводим полную расшифровку интервью

  • Михаил, чем сейчас живет Microsoft — однозначный лидер и вершина технологического рынка? Почивает на лаврах, борется за каждого клиента, филигранно оттачивает продукт или готовит новую технологическую революцию?
  • Ну, во-первых, спасибо за визит, спасибо за столь высокую оценку нашей компании и внимание к моей скромной персоне. Но на твой вопрос, что сейчас представляет собой Microsoft, я бы ответил скорее так, что Microsoft всю свою историю находится в состоянии челленджа. Microsoft челленджит рынок, Microsoft челленджят заказчики, Microsoft челленджит технологические революции, которые сменяют одна другую. Ну и безусловно, рынок не дремлет и чтобы оставаться лидером, даже просто, чтобы стоять на месте — нужно все время бежать. Поэтому, на сегодняшний день, Microsoft следует своей миссии, которая звучит: «To empower every organization and every person on the planet to achieve more». Это миссия нашей компании. И для этого мы фокусируемся на том, что нужно нашим заказчикам. Не с точки зрения IT, не с точки зрения технологий, а фокусируемся на том, чем они дышат. Что является для них мотивацией, что является для них core (так сказать, ядром) бизнес-процессами. И мы, имея огромную технологическую экспертизу, творя технологии, создавая продукты — мы стараемся, в первую очередь, фокусироваться на основных не IT-трендах.
  • Не IT-трендах?
  • Да, не IT. И это, кстати говоря, очень философский вопрос и кусочек дискуссии другого рода. Когда общаешься с различными политическими элитами, не только в нашей стране, но и вообще в мире…
  • Перебью. Можно подробнее, где у тебя, например, вчера были встречи. С какими политическими элитами и в каких странах?
  • Сегодня ночью я прилетел из Эстонии (интервью записывалось в сентябре — прим. Ред.). Вернулся домой на недолгий период.
Добро пожаловать в офис Microsoft Україна

Добро пожаловать в офис Microsoft Україна

Офис Майкрософт Украина находится в Киеве

Офис Майкрософт Украина находится в Киеве

И Михаил Шмелев, директор по техполитике Microsoft Украина, нам немного показал офис

И Михаил Шмелев, директор по техполитике Microsoft Украина, нам немного показал офис

И рассказал, чем сегодня "дышит" компания

И рассказал, чем сегодня «дышит» компания

Как развить IT в государствах

  • Очень часто идет разговор о том, что IT рассматривают, как отдельную индустрию, которую государство думает как стимулировать, как поддержать, как ее развить.
  • В нашем случае, в нашей стране, как ввести новые налоги?
  • Ну да, это такое (смеется). Две стороны одной медали. А дискуссия насчет того, что нам сделать, чтобы IT-индустрия в стране развивалась? Знаешь, на мой взгляд, это немножечко неправильная постановка вопроса. Дело в том, что на самом деле, IT бизнес — один из самых сложных с точки зрения бизнес-модели. Он требует огромных инвестиций, он требует огромного терпения, он часто не поддается структурированному бизнес-плану.  Настолько быстро меняются тренды, требования рынка, пожелания заказчиков, технологии, инструменты, платформы, и в итоге, в IT-бизнесе приходится на лету перестраивать, если не философию, то во всяком случае, вектор приложения усилий. Поэтому развивать IT-индустрию с точки зрения государства — это сизифов труд. Потому что она, зачастую, не будет укладываться даже в прозрачность планов, необходимую для открытого демократического общества. Поэтому, то о чем говорим мы, IT — это скорее не вертикальная индустрия, наравне с энергетикой, образованием, сельским хозяйством или ритейлом. Скорее, это некий горизонтальный пласт — это enabler. Именно в этой роли выступает IT.
  • Человек или обслуживающая структура?
  • Опять-таки, зависит от того, с какой точки зрения смотреть. С функциональной точки зрения enabler, именно обслуживающая система, некий дополнительный сервис. Но если копнуть глубоко в суть 4-й индустриальной революции, то мы поймем, что это основа конкурентоспособности.
    Известная пословица, что с помощью IT нельзя автоматизировать хаос. Дело в том, что IT бизнес, как enabler, — это задача понять и почувствовать сердцем, что необходимо заказчику. Это не задача IT-департамента. Это задача CEO, CFO, COO, HR, CMO и т. д.
    Почему я говорю, что IT — это enabler? Потому что он позволяет сделать некие рутинные процессы эффективнее, прозрачнее, быстрее. И вот это является contribution (вклад) IT в конкретный бизнес. Microsoft фокусируется именно на этой роли. Именно в этом заключается наша миссия: «дать возможность каждой организации и каждому человеку на планете, достичь большего».
 IT - это скорее не вертикальная индустрия, наравне с энергетикой, образованием, сельским хозяйством или ритейлом. Скорее, это некий горизонтальный пласт - это enabler

IT — это скорее не вертикальная индустрия, наравне с энергетикой, образованием, сельским хозяйством или ритейлом. Скорее, это некий горизонтальный пласт — это enabler

Миссии Microsoft

  • У меня сложилось впечатление, что Microsoft, ее миссия — это некий воздух, без которого нельзя жить, творить и развиваться. Если продолжать философскую тематику.
  • Я бы не говорил, что Microsoft ставит перед собой цели стать, чем-то тем, без чего невозможно дышать и без этого умрешь. Но скажем так, Microsoft — это то, что не должно быть заметным. И то, что должно требовать от нашего заказчика, потребителя, клиента наименьшее количество усилий и знаний в области IT, и возможность просто этим пользоваться.
  • Хорошо. Если перейти от каких-то глобальных, философских, не побоюсь этого слова, вопросов к более земным. На чем сейчас сфокусирована Microsoft? На каких рынках, каких технологиях?
  • Я упомянул уже 4-ю индустриальную революцию. Собственно, кровеносной системой, питающей формулой индустрии 4.0 является сосредотачивание на своих основных бизнес-процессах. Четвертая индустриальная революция для достижения успеха требует аутсорсить non-core business processes профессионалам.
    Приведу очень простой пример. Много лет назад в начале 90-х годов в Украину пришла одна очень известная нефтяная компания с мировым именем. Они стали строить АЗК — автозаправочные комплексы. До этого были АЗС — автозаправочные станции, а они стали строить комплексы. Строя комплексы, они создали традиции появления на заправках магазинчиков, шиномонтажа, моек — дополнительных сервисов. И все это становилось неким комплексом. Эта компания долгое время, несколько лет, пыталась собственными сотрудниками, отдельным подразделением менеджить эти не ключевые виды своей активности. И насколько мне известно, их опыт в этом деле был очень неудачный. Будучи одним из крупнейших мировых поставщиков нефтепродуктов и поставщиком сырой нефти, фокусируясь на производстве нефтепродуктов и их реализации через розницу, они не очень понимали философию формирования ценника в магазине, не понимали, что такое сигнальная покупка.
Четвертая индустриальная революция для достижения успеха требует аутсорсить non-core business processes профессионалам

Четвертая индустриальная революция для достижения успеха требует аутсорсить non-core business processes профессионалам

Доходы компании: Windows, безусловно, популярен

  • Мысль ясна. Что сейчас core для Microsoft. Какой бизнес, какой проект, какой продукт? Что приносит основную прибыль? Это Windows или что-то другое?
  • Это микс. Безусловно Windows, безусловно. Это один из наших базовых продуктов. Безусловно, Office 365, наш Azure, как облако. Наши cognitive servises, наши платформы искусственного интеллекта, машинного обучения, интернета вещей. И мы фокусируемся на том, чтобы дать нашим заказчикам управляемый сервис, который они могут использовать, как сырье. Условно говоря, если у нас, в Украине, разговоры об искусственном интеллекте они, скажем так, находятся на достаточно ранней стадии — о его применении, что это такое, как создавать, в каких областях, то философия Microsoft предусматривает, и во многих других странах это работает — мы уже предоставляем заказчику сервисы искусственного интеллекта, как commodity, т. е. бери и имплементируй эти сервисы в свои бизнес-процессы или свои информационные системы.
  • По кейсам можешь проиллюстрировать?
  • Приведу очень понятный пример. В нашем Skype некоторое время назад появился онлайн-перевод. Т. е. при общении человек будет слышать разговор на своем родном языке. Это online translation. Что под этим стоит? Под этим стоит сумасшедшая база знаний…
  • Инвестиции…
  • Безусловно. Это и семантические графы, которые имеют свои нюансы по отношению к каждой конкретной языковой группе, к каждому конкретному языку. То есть, это очень сложная математическая модель, но потребитель пользуется этим, как commodity. Это готовый облачный сервис, построенный на основе машинного обучения. Этот сервис понимает контекст, о чем идет речь и использует правильный вординг, переводя твои слова. Вот такой очень простой пример. Все это искусственный интеллект.
  • Как Microsoft понимает, что именно например переводчик, это та фишка которая нужна потребителю и что она принесет деньги? Это исследования, опросы потребителей или некая бизнес-интуиция?
  • Ну бизнес-интуиция всегда играет достаточно важную роль в принятии бизнес решений. Но ты прав. Все это — результат обратной связи, которую мы получаем от наших заказчиков. Результат работы нашей мощнейшей команды маркетологов и аналитиков. Это тяжелый труд, чтобы принять решение куда направить деньги наших инвесторов, чтобы сделать бизнес Microsoft более успешным.
  • Маркетинговые исследования входят в R&D?
  • И да и нет. Решения, которые принимаются на основе маркетинговых исследований являются фундаментом для R&D. Поскольку должен быть какой-то push. Должны появиться бюджеты, которые выделены под определенный продукт, сервисы или прототипирование в определенные области, но все-таки у нас это отдельно. Мы заказываем и внешние исследования, мы пользуемся общедоступными данными, которые предоставляют известные во всем мире агентства.
  • Можешь ли ты озвучить в натуральном или процентном соотношении суммы, которые тратит Microsoft на такие исследования?
  • Ты знаешь, я не владею такими цифрами. Наверное, они мне доступны, но я не очень интересовался. Это теория больших чисел, когда ты уже начинаешь теряться в нулях и пытаешься вникнуть в то, что тебе доступно с точки зрения твоего кругозора, но прямого contribution в твою компетенцию оно не даст. Времени в жизни не так много и между всем прочим необходимо держать org live balance. Поэтому я не особо интересовался этими конкретными цифрами.
Времени в жизни не так много и между всем прочим необходимо держать org live balance

Времени в жизни не так много и между всем прочим необходимо держать org live balance

Немного поговорим о Михаиле и том, как он попал в Microsoft

  • Хорошо. Лично ты, прежде чем прийти в Microsoft и выбрать технологические рынки, на основе чего ты принимал решение, почему пришел сюда?
  • Знаешь, была очень давняя история. Я не знаю, как так случилось, точнее, не то, чтобы я не знаю, просто не являюсь фаталистом. Поэтому для меня очень сложны размышления про вселенский разум, Бога — назови как хочешь. Но была очень интересная история, которую вспомнил несколько лет назад. Когда-то, будучи курсантом военного училища…
  • Какой у тебя чин?
  • Ты знаешь, я уволился из армии в тот самый момент, когда денежное довольствие полковника отличалось от старшего лейтенанта, в абсолютном измерении, в бутылку водки. А задержка денежного довольствия составляла по полгода. Поэтому я уволился в звании старшего лейтенанта военно-воздушных сил. Так вот, в тот момент, когда я учился в военном училище, уже на старших курсах и считал своей миссией служить своей стране, и бизнес для меня тогда был чем-то, что стоит, вообще, где-то очень далеко, так как я поступал еще в советские времена, я подумал, что наверное Microsoft единственная компания, в которой мне было бы интересно работать. Это было время, когда только-только появилась MS DOS 5.0 и я увлекался информационными технологиями. В том виде, в котором они тогда существовали. И почему-то я четко сформулировал для себя эту мысль, а потом она пропала. Она не была моим драйвером, стимулом или чем-то еще.
  • Информация, отпущенная в космос.
  • Абсолютно верно. Потом было много всего. После увольнения из армии в сложные 90-е был поиск себя в бизнесе. По своей компетенции и образованию я занялся in house IT, потом был IT бизнес…
  • Это было железо или софт?
  • Это софт. Это всегда был софт. Поверх железа или в привязке к железу, но интуитивно, наверное, я всегда фокусировался на том, чтобы понять суть бизнес процессов, для чего это нужно. И исходя из этого искал решение.
  • Ты был собственником, основателем компании?
  • Сначала я был CIO в достаточно крупной ФПГ. После этого стал соучредителем компании руководством которой и занимался много-много лет, делая проекты национального и индустриального масштаба. Но все это в прошлом.
  • До Microsoft и после (смеется) …
  • Это было все до Майкрософта. И потом, после одного проекта, здесь в Украине, Microsoft нашел меня и начался процесс обсуждения, не было ли бы мне интересно присоединиться к этой замечательной команде.
Я уволился из армии в тот самый момент, когда денежное довольствие полковника отличалось от старшего лейтенанта

Я уволился из армии в тот самый момент, когда денежное довольствие полковника отличалось от старшего лейтенанта

  И снова поговорим о рынке

  • Давай все-таки вернемся к рынку. Зная твою экспертизу, отвечающую за технологическую политику в громадном количестве стран, не только в Украине и СНГ, но и мире, каковы отличия нашего рынка от глобального, мирового рынка? Какие тренды у нас уже есть, мы отстаем или опережаем, в чем?
  • Опять-таки, очень зависит от того, о чем мы говорим. Если брать формально и смотреть в абсолютных цифрах, то в общем мы, наверно, где-то не очень высоко.
  • А если учесть, что у нас 50% экономики в тени?
  • Я не буду комментировать этот момент, так как он лежит в политической области (смеется).
  • Это как-то коррелирует с продажами, со спросом на более дорогие продукты?
  • Да наверное нет. И это удивляет очень многих коллег, которые в первый раз приезжают в Украину. И когда они видят количество дорогих автомобилей, ценники в ресторанах, как выглядят люди на улицах, они пожимают плечами и говорят: «елки-палки, Украина нормальная страна».
    Если говорить о рынке, я бы разбивал в этом случае на такие условные кластеры с точки зрения зрелости к восприятию информационных технологий. Есть страны в которых не существует, как у нас, IT-компаний широкого профиля. Потому что заказчики идут за решением конкретной задачи, за конкретным сценарием. И они хотят, в большинстве своем, приобрести это как commodity, как консалтинговую экспертизу поставщика.
  • Что в мире пользуется наибольшим спросом, решение каких задач?
  • Ты знаешь, сейчас в мире пользуется спросом тренд, который называется digital transformation. А вот какая конкретно задача в каждом конкретном предприятии подпадает под это понятие, то это очень, очень большой спектр. Я тебе назову индустрии, на которых Microsoft фокусируется такими крупными мазками. Наш корпоративный сегмент — это health care, education, government, manufactury, media, automotive, retail и FСI. То есть вот эти 8 индустрий на которых фокусируется Microsoft. Где мы развиваем свою индустриальную компетенцию и пытаемся, скажем так, коллекционировать сценарии, которые заказчик инициировал, ретвикнул, которые мы можем приносить готовыми своим клиентам.
  • Из индивидуального пошива вы делаете некий продукт…
  • Мы стараемся иметь некий шаблон, который требует кастомизации, но тот шаблон, когда мы понимаем, о каких бизнес-процессах идет речь. Поэтому в ритейле это будет и логистика, и обратная связь-программа лояльности; в manufacture это будет и scare системы, и IoT т. е. датчики и т. д.
  • Возвращаясь к твоему бизнес опыту. Если бы сейчас ты запускал свой бизнес, с какими бы продуктами ты вышел на рынок?
  • С медом, который произведет моя пасека:)
  • Наши зрители сидят там и думают, какой же продукт…
  • Знаешь, я бы наверно сфокусировался, хотя может быть украинский рынок к этому не готов, но я бы сфокусировался на консалтинге, в котором я сведущ. И под ту задачу, которую решаю, я бы привлекал соответствующие партнерские компании. Если ты спрашиваешь, пошел бы я в IT-бизнес снова — нет, не пошел. Именно поэтому вначале нашего разговора я и говорил, что попытки государства сфокусироваться на развитии IT-бизнеса — это очень тяжело, это адский труд. Это бессонные ночи, это разговор на разном языке с заказчиком — это очень сложно. Разные уровни абстракции, которые есть у IT компании и у заказчика. Поэтому я бы занялся, наверно, консалтингом в сфере трансформации бизнес процессов компании.
    Какие бы я использовал инструменты? И вот здесь очень хороший topic. Я бы смотрел, какие решения managed services я мог бы использовать для решения задач этого заказчика с минимальным вовлечением разработчиков. Знаешь, есть такая шутка, что public cloud придумали программисты, которые устали от борьбы с сисадминами. Это звучит как шутка, но в этом есть серьезная доля истины.
  • В бизнес модели ты бы зарабатывал больше на комиссии от продажи этих продуктов или?
  • Нет, на своей компетенции.
  • Сколько стоит твоя компетенция, часовой рейт можешь назвать?
  • Ты знаешь, мне очень не нравится, когда специалисты в той сфере, в которой я работаю — IT-шники, говорят о часовом рейте, как о неком абсолютном мериле. Где-то внутри компании, в теории больших чисел для больших расчетов бизнес-модели компании это может применяться, но использование подхода «мой час стоит столько-то» очень часто приводит к epic fails в проектах. Заказчика начинает раздражать непонимание, почему нужно столько конкретно времени, заказчик понимает, что проект дорожает. Я бы сказал, что идеальный вариант — это полное понимание со стороны заказчика, что он хочет.
  • Это вообще бывает в реальности?
  • Да. Это бывает, но только на достаточно высоком уровне. Ты спрашивал, как ты определяешь, над чем работать. Перед тем, как идти к заказчику, нужно очень хорошо все о нем прочесть. Об этом заказчике необходимо просмотреть все открытые данные, которые есть. По возможности, ознакомиться с его финансовой отчетностью. Если доступны, посмотреть его внутренние документы policy и планы. Понять план activities на этот год и кто за какую часть отвечает. Понять кому именно из топ-менеджмента ты можешь со своей компетенцией оказаться полезным. В этом случае, если ты разговариваешь с заказчиком на одном языке, в терминах его задач, если ты достаточно погрузился, то miscomunication не будет. Будет обрисован ожидаемый delivery, т. е. что заказчик хочет получить в результате и исходные условия, которые имеются на сегодняшний день. Тогда лучше договариваться о стоимости проекта в целом.
  • Хорошо. Все-таки, давай чтобы мы пришли к какой-то цифре. Месячный доход или проекты за которые ты брался, которые генерят, не менее чем столько-то в месяц?
  • Тот уровень проектов, которыми я сейчас занимаюсь, генерят для компании от 10 миллионов годового дохода.
  • Как ты оцениваешь свой вклад, сколько ты стоишь в месяц?
  • Даже с учетом того, что моя роль в компании — это individual contributor, просто хочу предостеречь коллег по рынку: никогда не следует делать ставку только на самого себя. Работать в хорошей команде — это очень здорово, это очень эффективно. Ну еще и культурные benefits это приносит тем, кто в такой команде работает. Поэтому очень сложно оценить мой личный вклад и мою долю в этой работе. Потому что даже, если иногда кажется, что это все лично ты, на самом деле в реализации больших проектов очень много…
  • Все-таки достучусь до темы доходов. Двенадцать тысяч сотрудников Microsoft получили свои миллионы.
  • Это было только один раз.
  • Но ты заработал свой миллион?
  • Да, давно.
  • Поэтому пасека, поэтому мед 🙂 Ок. Вот те ингредиенты рецепта успеха, о котором ты говорил. Правильно ли я тебя услышал в чем Microsoft и лично ты преуспели: Фокус на потребителя. Полное погружение в его бизнес, полное изучение лиц не только принимающих решения, но и лиц влияющих на принятие решений.
  • Да. Более того, недавно у меня с партнером в одной из стран того региона, за который я отвечаю от Монголии до Словении, за исключением России, возникла дискуссия. У партнера возникла сложность с одним крупным государственным заказчиком и он говорит — вот у нас там есть сложности. Нам нужно снять какие-то эмоциональные блокеры, их убедить вот в том, том и том. В использовании технологий, которые они купили и нужно это как-то внедрить.
    Мне пришлось с этим партнером вернутся к базису. Если ты работаешь, особенно на государственного заказчика, то твоим базовым документом, с чего начинается проект, является законодательный framework. Ты должен изучить framework подзаконных актов в той сфере, в которой ты собираешься работать. Ты должен изучить программу правительства этой страны на этот год или на несколько лет вперед. Ты должен посмотреть, кому адресованы или на кого распределены те или иные задачи из этого плана действий правительства. После этого ты смотришь, как это разбито на action active plan внутри конкретного государственного органа и это все открытая информация. Почему я привожу пример государственного органа, потому что действительно все открыто. То есть вся эта информация публична и доступна. Ты изучаешь соответствующие приказы министров, ты смотришь, на какие департаменты какие ресурсы привлекаются. В этом случае ты выстраиваешь stake holder map — модель принятия решения. В твоем диалоге с представителями того или иного уровня, той или иной части этой stake holder map ты понимаешь к чему апеллировать, на основании чего ведется твой разговор с заказчиком. И потом ты уже продаешь value того, что ты можешь помочь ему эту задачу сделать либо быстрее, либо дешевле, либо эффективнее. Либо, условно говоря, за sexy case, за инновационность заработать себе карьерный рост внутри государственной машины. Вот это есть базис. Все начинается не с продуктов, которые тебе хочется продать, а с изучения, глубокого изучения твоего заказчика и его задач. И безусловно, в случае большого национального проекта ты изучаешь, в том числе карту инфлюенсеров.
  • Хорошо. Рецепт успеха Михаила, как ты из безработного военного, зарабатывающего копейки и их даже не получающего, попал на вершину технологического рынка, ты работаешь в ведущей компании и у тебя топовая должность. Какой рецепт успеха и личные качества?
  • Ты знаешь, я достаточно критичный по отношению к себе. Знаю массу своих недостатков. наверное что мне помогло, то что я всегда с уважением относился к любому своему работодателю, любому своему заказчику. Я всегда погружался в ту работу, которая мне была адресована работодателем или заказчиком. Будучи уже CIO компании для меня было очень личным качество того, что я сделал для работодателя и заказчика. Самоуважение, трудолюбие.
  • И опять же погружение, понимание
  • Это следствие. Ты задал вопрос, над которым я никогда не задумывался. Это вопрос, наверное, самоуважения, чувства собственного достоинства и уважения к тем, кто является моими контрагентами. Еще наверное любознательность, трудолюбие.
  • Если провести тренинг «успешный успех», то получается самоуважение или уважение, которое принесет тебе миллион… Это не продается, просто банальные вещи (смеется)
  • Если миллион является твоей целью. Для меня никогда не являлось.
  • У тебя вообще прописаны цели жизни?
  • Нет. И я тебе скажу почему. У меня никогда не было карьерного плана. Как-то само складывалось. Как-то получается.
    Был у меня один товарищ, но он собственно говоря и есть, также достаточно известный в IT человек и мы с ним как-то разговаривали за чашкой чая на тему мировых религий.
  • Ты верующий?
  • Я говорил, что у меня очень сложные отношения с религией, церковью и Богом. Я это все разделяю, для меня все это разные вещи. Но каждый из этих институтов для меня очень важен. По своему, но они не связаны для меня между собой.
    Так вот, мы обсуждали мировые религии и пришли к такому общему выводу, что, наверно, IT-шник или тот, кто работает в IT-бизнесе, по своему внутреннему setup’у ближе всего стоит к последователям Будды. Это путь.
  • Исходя из того, что ты говорил, это путь по улучшению жизни вашего заказчика?
  • Это путь, который нужно пройти правильно.
  • Он бесцельный или он с какой-то целью, какие критерии?
  • Сам путь, пройденный правильно и есть целью.
Если ты спрашиваешь, пошел бы я в IT-бизнес снова - нет, не пошел

Если ты спрашиваешь, пошел бы я в IT-бизнес снова — нет, не пошел

 Поговорим о трендах

  • Ок. Давай все-таки от философии вернемся к технологиям, к конкретике. Что сейчас в тренде и какими будут тренды в ближайшие 3-5 лет
  • Наверно, ответ на этот вопрос будет связан с тем, о чем говорил в начале нашего разговора. О том, чем бы я посоветовал заняться. Я озвучил индустрии, на которых фокусируется Microsoft, в которых он развивает свою индустриальную экспертизу. А с точки зрения того, чем бы заниматься, я говорил, что в тренде сейчас managed services.
    Смотри, мало компаний, занимающихся продажами, которые обошлись бы без CRM в каком-либо виде. Есть у Microsoft такой прекрасный продукт Dynamics 365. Это managed service, который включает в себя возможность получить в качестве услуги готовый, интегрированный CRM. Или например пару лет назад, в Украине кстати, пришли ко мне ребята с одной очень интересной идеей. У них в стартапе были и математики, и маркетологи, и разработчики. Они говорят мы разработали некий программный продукт и уже есть прототип, который может очень помочь ритейлу проаудировать их бизнес-процессы — стоки, сбыт, эффективность программ лояльности etc. Вот этот продукт мы бы хотели в партнерстве с Microsoft, т. к. мы используем платформу Microsoft для этого продукта. Я говорю, ребята, а вы не думали, что у вас будет over price? Вы будете тратить много времени. И вам нужны большие ресурсы, чтобы сначала продать идею, потом запилотировать, потом заказчик будет закупать оборудование, ваши лицензии, потом поддержка. Вы не думали, чтобы предоставить этот продукт вашему заказчику, как услугу. Как managed service, которым вы управляете и предоставляете заказчику. И в общем то, мы пришли к такой бизнес модели и ребята достаточно эффективно работают на рынке и уже вышли за пределы Украины. Я не помню, как построен в результате pricing module, но выглядит это примерно так: они подключаются к источнику данных ERP этой компании, оттуда выгружают к себе в облако в свою математическую систему данные, обрабатывают их и предоставляют online reporting своему заказчику. И тот, вместо того, чтобы деплоить это все у себя отдает свои анонимизированные данные, они обсчитываются и приземляются уже в виде конкретной аналитики, конкретных отчетов.
  • Некая SaaS модель (одна из форм облачных вычислений, модель обслуживания, при которой подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое провайдером) фактически.
  • Это и есть SaaS модель, managed service. Вопрос, стоит ли фокусироваться на том, на чем фокусируется Microsoft — создании такого достаточно сложного SaaS, как Office 365 или Dynamics 365, являющихся некой платформой, на основе которой можно реализовать конкретные сценарии. Либо горизонтальные, либо вертикально-индустриальные сценарии. Так вот на зрелых рынках ищут сценарии, ищут бизнес-процессы в которых свою компетенцию развивают очень-очень серьезно. И готовы предоставить заказчику не IT-услугу, а профессиональную услугу, используя мощные знания IT в своем backend’е.
    Какой benefit в этом случае для заказчика. И почему эта модель в большей степени win-win. Первое, это сужение области, в которой работает твоя команда, т. е. ты фокусируешься на конкретной индустрии, а то и на конкретном бизнес-процессе. Оттачиваешь на нем мастерство, доводя его до филигранности. При этом, приходя к заказчику ты продаешь не IT related topics, а продаешь профессиональную услугу в его сфере, которую он гораздо проще может оценить. И дальше вопрос цены. Сколько это стоит. И это происходит повсюду. Это может быть и в health care, это может быть и в education, это может быть manufacture, это может быть automotive.
  • Хорошо. правильно ли я понимаю, что облако это перспективно, если говорить глобально?
    Из того исследования, что мы сделали сейчас об украинских облачных сервисах мы увидели, что IaaS еще далеко от насыщения в силу специфики Украины, но рано или поздно этот период закончится. Все мы будем в облаке и вся инфраструктура будет лежать уже там. По PaaS украинским производителям очень сложно конкурировать с мировыми. То есть, фактически, весь фокус это SaaS?
  • И да и да:)
  • При чем узко заточенный под отрасль?
  • Ты очень правильно определил 3 основные категории облачных сервисов — IaaS, PaaS и SaaS. Когда мы говорим об украинской модели, то у нас облако воспринимается как виртуальная инфраструктура, доступная по требованию. И то для многих украинских заказчиков, особенно государственных, это является инновацией инноваций. И это специфика украинского рынка. Когда идут дискуссии в парламентском комитете или государственных рабочих группах, то почему-то, говоря об облачных технологиях все время всплывает infrastructure service.
    PaaS — он востребован. Он востребован потому то, есть например такой вид PaaS, как  например DaaS — Database as a Service. Это очень востребованный PaaS в эпоху, когда данные растут лавинообразно. Может у тебя in house крутится какая-то математика, которая, как ты считаешь, должна находиться у тебя здесь в офисе, но твои данные растут настолько лавинообразно и настолько большая глубина хранения этих данных тебе нужна, что твоя инфраструктура выжрет такие CAPEX’ы, что это перестанет быть бизнес-кейсом. Т. е. вот такие PaaS’ы работают. Скажем для разработчиков интересные такие PaaS, как контейнерные платформы, фермы контейнеризации. Это тоже лучше иметь как PaaS. В этом случае разработчик не зависит от сисадмина.
    По поводу SaaS’ов давай разделять. SaaS c точки зрения Майкрософта, например, это M365, D365 и O365 — 3 продукта SaaS. Все остальное является, как бы их обвесом и приятными плюшками. Тот же Power BI, etc.
  • Вы фактически доминируете на украинском рынке.
  • Спасибо. Но не только на украинском. Да, действительно, это прекрасные analytic tool. Так вот с нашей точки зрения — это PaaS. Но если посмотреть с другой стороны этого рынка, то это middlware. То есть некая мощная технологическая платформа, позволяющая построить свою IT на базе отлично работающего механизма, отлично работающей платформы. Когда за работоспособность, устойчивость, надежность, киберзащищенность отвечает провайдер. А ты отвечаешь только за реализацию условного скриптового языка для своих бизнес-процессов на этом middleware. С точки зрения Microsoft — это SaaS чистой воды, с сточки зрения заказчика — платформа, на основании которой он делает свои надстройки и получает работающее для него решение. Когда я говорю о трендах, каким бизнесом в мире люди занимаются — это когда люди ищут себе правильную платформу, правильный PaaS или SaaS и вот то, о чем я говорил несколько минут назад, они оттачивают свою индустриальную экспертизу в вертикальных или горизонтальных сценариях. Например, набивший оскомину документооборот. Когда заказчику предоставляют не Office 365 плюс еще что-то, а предоставляют документооборот для условно говоря, например юридических компаний.
Микросервисы будут развиваться

Микросервисы будут развиваться

  • Вот настолько узко.
  • Да, вот настолько узко. Или аналитика для ритейлеров. Вот здесь облачность дает scale и эластичность. Ты можешь быть самым маленьким предприятием, где работают 3-4 человека, но ты можешь иметь CRM решение такого же уровня, какое будет иметь топовый ритейлер. Облако позволить скейлить это, т. е. дать масштаб. И прайсинг в этом случае будет приемлем и для тебя, потому что сравнив OPEX с СAPEX ты поймешь, что это выгодно. Для ритейлера, который фокусируется на своих core бизнес процессах это хорошо, потому что он аутсорсит то, во что ему нужно инвестировать. И это принципиальнейший момент.
    Вспомни, когда появились платформы для создания интернет-магазинов. Смотри, сколько людей, даже в Украине, работают с интернет-магазинами. Ведь никто не создает свой интернет магазин. Они берут готовую платформу, готовый движок навешивают на него чуть-чуть своего фронтенда — поехали, работает. Это с точки зрения той бизнес-модели о которой говорю я, со стороны того, кто предоставляет такую платформу — это SaaS, а с точки зрения того, кто ее потребляет — это PaaS. Платформа на которой он строит свой бизнес-процесс. Опять таки, облепил свой фронтенд, чуть-чуть подтюнил, ввел параметры приема оплаты сюда, это роутит туда и туда, заказы и так далее.
  • Мы проанализировали фактически рынок, отрасли услуги, структуру услуг  и по твоим прогнозам, в ближайшее время, что будет развиваться железо, связь, софт или же сервисы?
  • Я думаю, что сервисы.
  • Сервисы по обслуживанию или микросервисы?
  • Микросервисы — managed services. Было бы очень правильно, если бы hardware, имею ввиду b2b, сетевые хранилища, сетевое оборудование, сервера попадали в руки к профессионалам, которые занимаются именно этим и фокусируются на своей узкой специализации. Например, поддержка инфраструктуры и создание правильной архитектуры. Хорошо, если бы большой бизнес не очень пытался развивать у себя IT-экспертизы такого уровня. IT-шники не нужны, но ты должен понять, какой технологией обеспечить какой-то бизнес-процесс, как выбрать провайдера и так далее.
    Hardware будет развиваться. Но его потребителем все больше будут становиться облачные сервис-провайдеры. Это же касается и сетевого оборудования. Связь и collectivity — это commodity. Этим будут заниматься, собственно, уже занимаются те провайдеры, о которых ты прекрасно знаешь. Это ребята телекомщики и они этим занимаются. Сегодняшний мир это connectivity.
  • Если затронуть тему IoT. Твоя оценка, если мы говорим о связи, твоя экспертиза мировая, что будет превалировать?
  • Мы много лет назад, реализуя нашу программу For Africa (это была инициатива Билла Гейтса) разработали для реализации этого проекта технологию TV White Space Pro Band. В чем была идея технологии? Понятно, что покрыть сотовыми операторами всю Африку очень тяжело. И очень амбициозная задача, которую для себя поставил Билл Гейтс, уже как собственник фонда, (это был не Microsoft, это были его инвестиции) но безусловно работая вместе с Microsoft. Так вот, понятно, что бизнес сотовых операторов, у которых ARPU определяет возможность дальнейших инвестиций ограничивает рост покрытия. Либо нужно искать какие-то сумасшедшие преференции от государства, что в результате может привести к corruption рискам и непрозрачности.
  • Это же автоматически твой ответ насчет 5G и 4G по всей Украине.
  • Да. И тогда мы создали технологию, которая позволяла передавать данные на частотах телевизионного спектра. телевизионный спектр нарезается полосами. нарезается и раздается. Так это работает во всех странах. Но между этими полосами пропускания остается обязательно white spaces. Т. е. остаются маленькие диапазоны частот, которые неинтересны ни одному игроку рынка. Но они остаются. Этот частотный ресурс остается. Технология, которую мы тогда впервые создали, оттестировали и которая заработала в Африке, заключалась в том, что используя вычислительные мощности публичного облака Azure, мы комплексировали эти white spaces в некий единый частотный ресурс. И кодировали соответствующим образом сигнал.
  • А прием сигнала?
  • Телевизионная антенна.
  • Обычная?
  • Ну не совсем обычная. Но мы никогда это не делали сами. Это всегда делалось в альянсе с местными компаниями. С TV провайдерами и другими технологическими компаниями. В результате, что получалось. Мы использовали тот стандарт передачи данных, который позволял, сродни WiMAX, на огромном расстоянии от телевизионной вышки с использованием соответствующей антенны получать данные с помощью этой технологи.
  • Батареи как долго живут?
  • Батарея — это хороший вопрос. Если ты говоришь об IoT. Опять таки, зависит от сценария, как часто будет посылать-отправлять (данные). Понятно, что каждое конкретное решение, каждую конкретную архитектуру нужно просчитывать и смотреть, но такая технология уже есть. И более того. Когда-то мы эту технологию после проекта For Africa положили на полочку, это было уже в мою бытность в Microsoft. И несколько лет назад мы эту технологию достали и запустили в промышленную эксплуатацию в Соединенных Штатах. Мы ее запустили в некоторых странах Юго-Восточной Азии.
  • А в Украине?
  • Если будет с кем говорить и если этот вопрос будет стоять на политической повестке дня в Украине, мы готовы к переговорам. Но здесь безусловно нужно strong leadership — сильное лидерство политическое, поскольку это во многом изменит рынок поставщиков услуг передачи данных. Поэтому IoT будет развиваться. И какие технологии будут его обеспечивать, я не говорю, что технология, в сторону которой пошли мы, она панацея. Нет, может быть все что угодно. На мой взгляд, точно также, как миниатюризация имеет свои пределы, точно также и 4, 5, 6, 7, 8, 9G имеют свои пределы. И за это приходится платить потре­блением, за это приходится платить расстоянием, плотностью установки ретрансляторов, базовых станций. Может это будут действительно летающие дирижабли.
IoT будет развиваться

IoT будет развиваться

Вместо итога

  • Ну что же друзья, резюмируем. Мы поговорили о перспективных отраслях, мы поговорили о всей value change, где будет самый большой рост. Можно сказать, что это будет взрывной рост?
  • Скорее он будет экспоненциальный. Наверное.
  • С высокой степенью вероятности. Мы поговорили об услугах и продуктах, которые будут пользоваться спросом. И самое главное, мы поговорили о рецепте успеха. Рекомендациях, на чем стоит фокусироваться.
    Рецепт достаточно простой и понятный. Знайте, углубляйтесь, анализируйте своего клиента и заказчика. Аналогично, это и личностный рецепт успеха.
    Миша, громадное спасибо. Твои пожелания нашим зрителям. Чтобы ты хотел пожелать людям, которые работают на наших рынках?
  • В первую очередь, я хотел бы пожелать, наверное, жить в гармонии с собой. Заниматься, тем, чем вам нравится. И больше всего беспокоиться о том, что с вашей личной точки зрения вы все делаете честно и правильно. Вот наверное внутренняя гармония с этими принципами и есть залог успеха.
    А будете ли вы заниматься обычным сельским хозяйством или цифровым сельским хозяйством, будете ли заниматься IT или юриспруденцией, будете ли вы госслужащим или будете волонтером — это абсолютно не принципиально. Любите то, чем вы занимаетесь. И относитесь, если говорить об IT, только как к enable.
    Ну а тем, кто решил связать себя с IT, как с профессией т. е. уходить глубоко в технологии, ну что же, Good Luck и успеха! Ну и терпения, поскольку это всегда очень тяжелый труд с большим количеством ям, неровностей на дороге, шишек, ошибок, поражений, но и побед тоже.
  • Успехов, терпения и гармонии! Спасибо.
  • Спасибо.
Я хотел бы пожелать всем жить в гармонии с собой

Я хотел бы пожелать всем жить в гармонии с собой

И напоследок еще одно фото из офиса Microsoft Україна в Киеве

И напоследок еще одно фото из офиса Microsoft Україна в Киеве

Напомним, Microsoft и Disney объявили о сотрудничестве с использованием облачных инноваций. Цель — улучшение методов создания контента с помощью облачных технологий на платформе Azure. Также Microsoft добавила в хранилище OneDrive «персональное убежище» с двухфакторной аутентификацией. А еще генеральный директор Microsoft Сатья Наделла, выступая перед запуском новых устройств Surface в Нью-Йорке, рассказал, что операционная система OC Windows «больше не самая важная часть для нас».

Больше о Microsoft читайте по тегу «Microsoft«.

Узнать еще больше актуальных новостей из мира технологий и игр, а также обсудить их можно в нашем Telegram-канале, и на страничках в Facebook и Instagram.

С Михаилом Шмелевым общался управляющий пранер E&C Анатолий Фроленков 

Видео и фото: Максим Торпан, Владислав Кузнецов

загрузка...
Наверх