UA

Дата-центры в Украине: история появления, первые проблемы и прогнозы

Дата-центры и облачные сервисы - конкурентный бизнес, но не в Украине. Часть тех, кто мог бы построить бизнес здесь, делали это в соседних и более лояльных странах. Дата-центры в Украине последние годы не развиваются, в отличии от облачных сервисов. Клиентов новых нет. Зато образовалась некая стабильность. Руководитель дата-парка BeMobile Валерий Вольный рассказал, почему дата-центр сконцентрирован больше на услуге колокейшн (размещение оборудования клиента в дата-центре, обеспечения его электричеством и каналами связи с высокой пропускной способностью, обслуживанием 24/7), в чем секрет роста облачных сервисов и когда в Украине будет развиваться данный бизнес. Ниже Информатор Tech цитирует Валерия Вольного.

Как начинался путь BeMobile и бизнес с дата-центрами в Украине

Появился этот бизнес где-то лет 15 (может, немного раньше) назад, и начали его операторы связи. Именно они решили строить для себя дата-центры, а лишние площади сдавать в аренду своим клиентам, которых подключали. Позже состоялось, так сказать, расширение этого бизнеса: где-то в период 2005-2010 годов вышли на рынок два больших игрока – BeMobile и De Novo, чтобы работать в сфере предложений аренды площадей для серверных крупных компаний, финансовых структур. То есть тех компаний, которые нуждаются в более внимательном, скажем так, отношении к безопасности своих данных. Ведь остановка для них – это потерянные деньги. Они должны, прежде всего, смотреть на непрерывность работы дата-центра, поэтому BeMobile и De Novo – это дата-центры, которые отвечают уровню Tier III (уровень резервации и инфраструктуры, физической безопасности и надежности как инфраструктурной части, так и строения в целом, при котором активное оборудование дублируется по принципу N+1, дублируется распределение потоков, а выполняя профилактические работы нет необходимости отключения ЦОД). На момент появления BeMobile и De Novo рынок формировался за счет собственных ресурсов: то есть компании, крупные и средние, строили, как правило, свои собственные серверные, а в сознании клиента не было еще понимания того, что свои сервера он может куда-то поместить на арендованные площади. Бизнес с дата-центрами появился в Украине около 15 лет назад Бизнес с дата-центрами появился в Украине около 15 лет назад

Кризис 2008-2009 годов как движущая сила

Построить свою серверную – довольно дорогостоящее мероприятие, требующее значительного количества  инвестиционных средств. Поэтому, можно сказать, что толчком к развитию нашего бизнеса стал кризис 2008-2009 годов. В De Novo рекламировали свои предложения довольно широко и, надо им отдать должное, очень много вложили для того, чтобы клиент пошел. Тогда уже существовали относительно небольшие дата-центры, в приспособленных каких-то помещениях, как правило, в жилых районах. И клиенты таких дата-центров, в основном, были небольшие. Первые крупные клиенты пошли, когда на рынке появились мы. Кризис в стране в 2008-2009 годах дал толчок к развитию дата-центров Кризис в стране в 2008-2009 годах дал толчок к развитию дата-центров

Чем отличаются бизнес-модели BeMobile и De Novo

На первом этапе предоставлялась только одна услуга – колокейшн. Это был хостинг в области интернет проектов. Остальные варианты существовали только на уровне разговоров: об этом больше говорили, чем реально использовали на практике. Мы сосредоточились на этом бизнесе – услуге колокейшн. У нас – здание 7500м2, которое удачно соответствовало требованиям дата-центров, согласно Tier. Оно имело два электрических входа от разных подстанций. Что, собственно говоря, было, в свое время, одним из основных требований. Отмечу, что мы выбрали другую концепцию ведения бизнеса. Если De Novo строила полностью готовый дата-центр «под ключ», со всеми модулями и площадками, то мы построили только основную инфраструктуру, а модули и площадки строили по мере того, как появлялись клиенты, и в соответствии с их требованиями. Дело в том, что понимание у всех разное и запросы разные –  просто сделать модуль под Tier III еще не значит попасть в пожелания конкретного клиента. Всегда есть нюансы: если у заказчика есть требования к экранированию (например, у банка), то мы ему строили экранированный модуль, если клиент без требований к экранированию, то строили неэкранированные модули. Поэтому, если посмотреть нашу схему расположения модулей, она будет немного хаотичной, поскольку строилась под заказчика. В BtMobile подошли к ведению бизнеса иначе, нежели конкуренты В BtMobile подошли к ведению бизнеса иначе, нежели конкуренты

Немного цифр

Мы развивались и росли довольно интенсивно в первые годы. Строили модули от потребностей клиента. На данном этапе у нас порядка 50 клиентов, а общая мощность потребления дата-центра на сегодня – почти 1.5 мВт (непосредственно IT – около 950 кВт, т. е. под мегаватт,  плюс инфраструктура). В настоящий момент мы можем обеспечить доступ внешней мощности до 2 по 7 мВт. Мы, однозначно, если считать по потребляемой мощности, по количеству установленного серверного оборудования, – №1 в стране. По деньгам я не могу конкурировать с De Novo, ведь они работают сейчас, в основном, в области облачных услуг. Они бесспорные лидеры, а мы сосредоточились только на одном виде услуг – колокейшн.

Отсутствие конкуренции на рынке

У нас в дата-центре присутствуют кабели порядка 30 операторов связи. Здесь есть определенный и мощный узел связи, есть точка обмена трафиком и операторы коннектятся между собой. Поскольку мы занимаемся только колокейшн и только одним видом бизнеса (мы не системный интегратор, не оператор связи, а только оператор самого дата-центра), мы ни с кем не конкуренты, нас никто не боится, и к нам приходят все операторы, которые выполняют стандартные требования к построению инфраструктуры.

Почему решили сосредоточиться только на колокейшн

Все очень просто. Мы – выходцы, в основном, из энергетики. То есть, мы хорошо знаем, как работают дата-центры, электричество, кондиционирование, а в IT мало чего понимаем.  Можно, конечно же, было идти туда, набирать дорогостоящую команду, влезать в рынок, которого мы не знаем. Но у нас ресурс, огромная площадка, которую хотим полностью занять. Если бы мы пошли в «область денег», то в меньшей степени занимались бы самой площадкой. А это уже не устроило бы наших клиентов: для серьезных заказчиков важно, чтобы тут был только дата-центр, а не, например, еще офисные здания какие-то. Выбранный нами подход помог привлечь сюда серьезных людей. Такие клиенты очень внимательно изучают риски, проводят аудит инфраструктуры дата-центра не только технический, но и организационный. Они изучают даже биографию учредителей, чтобы вы понимали, – знают, где, например, работает жена учредителя, дети. Для них это очень важно. Если у тебя не один учредитель, а, к примеру, два – это тоже риск, так как они могут поссориться, а в украинских условиях ссора учредителей выливается, как правило, в рейдерство. Любая деталь важна, а не только техническая сторона. Дата-центры - это немного иначе, чем сфера IT Дата-центры - это немного иначе, чем сфера IT

Рынок облачных услуг растет очень быстро, но что происходит с услугами колокейшн

Сейчас все бросились в облака, так как всем интересно и много денег. Колокейшн, если представить такую пирамиду как пирамида потребностей Маслоу, самая нижняя прослойка. У нас много затрат и мало денег. И на данном этапе бизнес «чистого колокейшна» не развивается. Последние 3 года нет роста как такового. Есть новые клиенты, но старые просто уходят. Как правило, в никуда. Банки например. У нас были «Надра банк», «Дельта банк», «Земельный банк», еще штук 5 банков, которые просто умерли. Много банков, которые стояли у нас, обанкротились. Часть площадок освобождается,и на их место приходят новые. Новыми клиентами раньше были инвестиционные проекты. То есть клиент открывает какой-то бизнес и ему нужны новые ресурсы, нужно где-то размещаться. Эти проекты появлялись и росли как грибы. Сейчас этого нет. Сейчас клиент появляется, если в другом месте площадка уже старая, не соответствует требованиям, и нужно ее поменять. Это не новые инвестиционные проекты. Но мы оптимисты и считаем, что этот бизнес развиваться будет. Очень рассчитываем, что в Украине инвестиционный климат будет налаживаться и начнет расти данный бизнес. И появятся новые клиенты. Уже сейчас даже приезжают, присматриваются некоторые крупные, достаточно известные мировые бренды. Но пока нет проектов. 

Что насчет BeMobile: оправдала ли себя выбранная бизнес-модель

Бизнес достаточно прибыльный. Хотя он очень долго возвращает инвестиции, но он стабильный. Нам нельзя не платить. Нам платят. С другой стороны, цены упали, по сравнению с 2012-2013 годами. Они в два раза ниже, если брать стоимость в долларах, а у нас 100% оборудования, которое здесь используется, – импортное. В Украине не производится ничего. И затраты у нас на 60% привязаны к доллару эквиваленту. То есть рентабельность снизилась, но, тем не менее, при всем при этом бизнес рентабельный. 

Будут ли появляться новые дата-центры

Нет. Потому что в это нужны очень большие инвестиции. Даже не столько купить все и построить, а попробовать подключить все это, обеспечить электроэнергией. Электричество в Киеве – очень большой дефицит, и получить где-то площадку, к которой можно подвести две электрические линии, – это очень большие деньги. Строить новые дата-центры нерентабельно - необходимо много денег и нужны новые клиенты. Но где ты их возьмешь? Чтобы построить дата-центр, необходимы большие денежные вложения Чтобы построить дата-центр, необходимы большие денежные вложения

Что необходимо, чтобы строились дата-центры

Клиенты должны расти. У нас появляются клиенты, как только в Украину идут инвестиции. Появляются инвестиции – появляются клиенты. Это тесно взаимосвязано. Нужно, чтобы экономика развивалась. Как только в страну пойдут деньги, все наладится очень быстро. Появится “море” дата-центров и бизнес начнет развиваться. В мире валом денег и они не знают, куда их всунуть, эти деньги. Но инвесторы должны, если вкладывают, быть уверенными, что потом получат отдачу,  а не надеяться, чтобы их никто не стыбрил. Дата-центры – одна из производных экономической конъюнктуры. Когда ты планируешь инвестицию в страну, ты собираешься строить здесь что-то, налаживать какой-то бизнес, тебе нужно данные где-то хранить. Ты, конечно, можешь частично пользоваться облаком, но далеко не каждый бизнес все может в облаках хранить – если рассчитывать по объемам данных, которые можно использовать, то это где-то 50/50. Если у тебя какие-то хранилища, проще купить свои сервера и хранить на своих серверах. Это еще зависит от специфики бизнеса. Кое-что «по безопасности» клиент не готов в облака отправлять, кое-что – по другим причинам.

Как клиенты узнают о BeMobile

50% – это работа отдела продаж: приглашаем в гости, проводим экскурсии. Еще 50% – это сарафанное радио, рекомендации от наших клиентов и партнерская работа (компании которые рекомендуют нас  – системные интеграторы, компании, которые продают сервера и т. д.). Те, у которых появляется мысль о новом проекте, начинают искать и находить, ведь пройти мимо – достаточно сложно: рынок у нас довольно узкий. Дата-центры – одна из производных экономической конъюнктуры Дата-центры – одна из производных экономической конъюнктуры

Почему реклама - не вариант для дата-центров

Реклама вообще тут не работает. На нее, конечно, можно тратить кучу денег, только она абсолютно, вообще, ничего не дает. Реклама – это для частных предпринимателей, «интернетчиков». У нас – центр для банков, торговых сетей и все их IT-директора нас знают. Они знают, что есть De Novo, есть Парковый, есть BeMobile. 

Прогнозы на 2020 год

Сейчас не растет колокейшн. Растет в облаках. Постепенно клиентура свои какие-то ресурсы переводит в облачные технологии. Я рассчитываю, что в следующем году начнется тенденция возврата тех, кто уехал за границу и там поставил свои сервера. Почему ресурсы выводились из страны? Сам бизнес был полутеневой, серый. Все фирмы, практически до одной, совершали определенные серые сделки. Некоторые – чуть больше, некоторые – чуть меньше, но все боялись. Власти вели себя как? Они приходили и забирали у тебя сервера, и потом ты эти сервера сам у них покупал. Был такой вариант для бизнеса. Те, кто занимался в серой зоне, боялись держать здесь ресурсы. Поэтому на рынке появилась куча «умных» дата-центров из Литвы, Польши и прочих стран, которые начали продавать свои услуги. И свою долю они отхватили. Но там держать ресурс дороже, чем здесь, а сейчас риск меньше, что на тебе власть будет зарабатывать, что будет приходить забирать эти сервера и потом тебе продавать. И «серых зон» стало меньше.  Будут возвращаться. Я уверен.  Больше интервью на нашем сайте вы можете найти по тегу "Интервью". Узнать еще больше актуальных новостей из мира технологий и игр можно в нашем Telegram-канале и на Facebook.

Иван Явлинский

Фото: BeMobile - Ukrainian Business Data Park

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.