UA

К чему приведет война Steam и Epic Games Store

Steam, давний ведущий цифровой дистрибьютор игр для платформы ПК, сталкивается с серьезной проблемой в виде не менее крупного и мощного игрока: создателя Fortnite - Epic Games, который в прошлом году запустил собственный магазин игр для ПК. Valve пользуется огромным успехом как разработчик игр, благодаря таким продуктам, как Half-Life , Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2. Но основным источником дохода компании стал Steam, магазин игр, похожий на AppStore. Об этом сообщает Информатор Tech, ссылаясь на The Verge. В течение многих лет Steam был монополистом, что принесло Valve 30-процентное сокращение всех продаж. Рынок компьютерных игр пока еще не такой большой, как рынок мобильных устройств. Однако рынок игр для ПК сейчас доминирует в игровой индустрии и теперь приближаются к размеру сегмента домашних консолей, достигая почти 33 миллиардов долларов годового дохода. И львиная доля всех цифровых продаж проходит через Valve. Единственные компании, которые исторически осмеливались бросить вызов Steam - это крупнейшие издатели в отрасли, такие как Activision Blizzard и Electronic Arts, которые в основном распространяют только игры своих собственных студий за пределами магазина Valve. Небольшие торговые площадки, такие как Itch.io и Humble Store, сумели завоевать популярность среди поклонников инди-игр, в то время как чат-приложение Discord использовало свою социальную инфраструктуру, чтобы открыть собственный конкурирующий игровой магазин. И все же никто не стал достойным конкурентом Valve. В 2017 году Steam, по оценкам, заработал для Valve более 4 миллиардов долларов только за счет продаж игр, не считая загружаемых дополнений или внутриигровых транзакций, которые являются важными источниками дохода. Инженер-программист Ричард Гелдрейх, который работал в Valve более пяти лет начиная с 2009 года, публично назвал Steam «виртуальной печатной машиной», требующей «30-процентного налога с остальной части отрасли». «Во многих отношениях Valve владела королевством более десяти лет», - говорит Йост ван Дрюнен, аналитик игровой индустрии, специализирующийся на цифровой дистрибуции. «Долгое время Steam был единственным местом, куда разработчики могли прийти и продать свой продукт. Вы не могли пойти против них, и Valve это, конечно, было очень выгодно». В январе этого года Valve сообщила, что Steam имеет 90 миллионов активных пользователей в месяц. И все же теперь, благодаря стремительному росту Fortnite как одной из самых популярных игр, Epic быстро заработала финансовое и промышленное влияние, на которое Valve потратила десятилетия. Но генеральный директор Epic Тим Суини решил поменять правила игры. «У Valve было 15 лет на разработку и сборку Steam, сейчас это стоит невероятных денег», - говорит ван Дройнен. Смещение некогда стандартного разделения доходов для игр: сокращение до 12 процентов вместо 30 с еще более щедрым предложением отказаться от 5-процентного лицензионного платежа Unreal Engine, если ваша игра создается с использованием программного обеспечения и также распространяется через магазин Epic. Такое предложение может изменить то, как один из самых быстрорастущих и прибыльных секторов игр продает свое программное обеспечение. Это, в свою очередь, может повлиять на то, как игры будут финансироваться, создаваться и продаваться в будущем, когда игры будут все больше разрабатываться для нескольких платформ одновременно. «Правда заключается в том, что большинство разработчиков получают прибыль в размере менее 30%. Так что разница между 12 и 30% достаточно существенная. Во многих случаях это уже больше, чем большая часть прибыли», - сказал Суини во время интервью на конференции разработчиков игр в Сан-Франциско. «Речь идет об экономической эффективности, когда эти магазины высасывают огромную долю прибыли от игр. Valve, Apple и Google получают больше прибыли за счет платы за вход, чем разработчики зарабатывают на собственных играх». Суини также выразил отвращение к тому, как Apple и Google управляют своими магазинами мобильных приложений. И в случае с Fortnite для Android, Epic обошла Play Store, и его доход в целом сократился. Несмотря на откат, Суини говорит, что компания продолжит толкать свою стратегию в массы либо до тех пор, пока магазин Epic не станет достаточно популярным, чтобы стать самостоятельным, либо до тех пор, пока Valve не согласится на более дружественные отношения с разработчиками. «Epic открыт для продолжения подписания соглашений о финансировании/эксклюзивности с заинтересованными разработчиками и издателями, независимо от их предыдущих планов или анонсов в Steam», - сказал Суини в Twitter в начале месяца. Помимо культурной борьбы за то, должны ли компании вести бизнес, это неоспоримая истина: битва Epic за рынок ПК неизбежно повлияет на игровую индустрию, особенно на модели распределения и финансирования игровых студий, как больших, так и малых. К счастью, Valve старается не злоупотреблять своим положением, объясняет Дэн Адельман, продюсер популярной инди-игры, одной из немногих игр, распространяемых в данный момент как в Steam, так и в Epic Game Store. «Они были хорошими партнерами для разработчиков на протяжении многих лет, но не сомневайтесь, независимые разработчики полагаются на доброжелательность Valve и бессильны, если этого не будет. Если Epic сможет сравняться со Steam, многие разработчики смогут вздохнуть с облегчением». Адельман говорит, что за последние несколько лет Steam перестала быть крупнейшим источником дохода для разработчиков игр. Традиционно сокращение Valve было менее обременительным, чем то, которое было наложено как производителями консолей, так и физическими розничными сетями. Теперь Адельман утверждает, что доход Steam в основном находится на одном уровне с «большинством других платформ, хотя это сильно варьируется от игры к игре». В 2017 году Valve перезапустил программу Greenlight как Steam Direct, оптимизировав процесс публикации и сняв практически все ограничения для отправки программного обеспечения в магазин. Год спустя Valve пошли еще дальше, заявив, что будет публиковать буквально любую игру, если только она не будет нелегальной. Это привело к наплыву игр с графическим сексуальным контентом, хотя Valve предприняла попытку обуздать потоп так называемых «визуальных новелл», которые обвиняют в прямой порнографии. «У Epic есть две разные философии», - сказал Суини в отношение модерирования Epic Store. «Когда мы создаем инструменты, мы уважаем полную свободу творчества разработчиков. Он может быть использован для разработки всего, что законно. Вы можете создать игру, с которой мы не согласны». Но когда дело доходит до магазина, отдела маркетинга Epic и Fortnite , Суини говорит, что компания отдает приоритет «качественному опыту». «Мы отвергнем дрянные игры, которые представлены в Epic Store», - добавил он. «Мы не собираемся принимать порнографию в любой ее интерпретации. Мы не в порно бизнесе. ПК является открытой платформой, и эти разработчики могут связаться с геймерами любым другим способом». Именно бездействие Valve в отношении открытий и умеренности, а также 30-процентные выплаты дали легкий старт Epic. Всего за несколько дней до того, как Epic анонсировала свой игровой магазин в декабре прошлого года, Valve изменила свое соглашение о распределении доходов, чтобы предложить более щедрые условия разработчикам. Но изменения были слишком незначительны и ввелись слишком поздно и непропорционально помогли крупным издателям с популярными играми, оставив при этом небольшие инди-магазины, которые больше всего страдают от нынешнего соглашения о разделе доходов. К тому времени Valve также запятнала свою репутацию в некоторых игровых кругах не только за то, сколько денег она требует, но и за то, что ее магазин переполнился дешевыми подделками. В дальнейшем, скорее всего, Epic и Steam приблизятся к паритету как по содержанию, так и по функциям, при условии, что магазин Epic сможет выдержать противоречия. «Я полагаю, что со временем магазин Epic станет похож на Steam с обрезанным лишним жиром», - добавляет Адельман. «Я не особо беспокоюсь, что это плохо закончится для потребителей или разработчиков. Помимо неудобства, связанного с необходимостью покупки некоторых игр на одной или другой платформе и необходимости повторного создания списка друзей, добавление жизнеспособного магазина Epic Games Store не должно быть негативным фактором для всех. Ясно одно: разработчики стремятся к переменам, даже если это не так. Почти каждая компания в игровой и технологической отраслях, от Apple и Google до Microsoft и Sony, тратит целые состояния на то, чтобы посмотреть в будущее - будь то облачные игры, услуги по подписке на игры или соглашения об эксклюзивности, которые сформировали современное телевидение. Но не ясно, какую угрозу Epic будет представлять для Steam в долгосрочной перспективе, если он не излагает четкого видения того, каким он хочет стать и для чего им нужен Valve. «Через два года у вас будет два Steam?» - добавляет ван Дрюнен. «Или у нас есть группа людей, которые перехитрили одну из самых умных монополий в отрасли?». Напомним, что не так давно в системе Epic Games Store нашли уязвимость, через которую мошенники могли получить скрытую информацию о пользователях. Также мы писали про новые функции магазина Epic Games Store.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.