Информатор Tech

Интернет

История Google: как технический гигант помогает государству шпионить за своими пользователями

Интернет окружает нас повсюду. Он охватывает современный мир, как гигантский, невидимый шарик. От него никуда не деться, и два молодых человека из США — Ларри Пейдж и Сергей Брин, поняли это еще в далеком 1998 году, создав первую и самую популярную поисковую систему в мире — Google, но сделано это было не только для людей.

В следствии многолетней работы у компании был огромный арсенал личной и массовой информации большинства пользователей интернета, которая представляла из себя золотую жилу, при ее правильном хранении и использовании. Об этом сообщает Информатор Tech, ссылаясь на The Guardian.

Как Google следит за нами

Google был первой интернет-компанией, которая полностью воспользовалась этим и построила бизнес на данных, которые люди оставляют за собой в интернете. Но в будущем многие компании последовали примеру Google.

Uber, Amazon, Facebook, eBay, Tinder, Apple, Lyft, Foursquare, Airbnb, Spotify, Instagram, Twitter, Rovio — если открыть глаза и посмотреть на картину со стороны, то становиться очевидным, что все эти компании не только собирают информацию о пользователях и могут распоряжаться ею как им вздумается. Куда мы идем, что мы делаем, о чем мы говорим, с кем мы говорим и с кем мы видимся — все записывается и, в какой-то момент, используется как инструмент по выкачиванию денег. Google, Apple и Facebook знают, когда женщина посещала клинику аборта, даже если она никому не говорила об этом: GPS-координаты на телефоне не лгут. Партнеры на одну ночь и внебрачные связи, все это очень легко проверить — два смартфона, которые раньше никогда не встречались, внезапно переходят дорогу в баре, а затем направляются к квартире через город, остаются вместе на ночь и расстаются утром.

Они хорошо знают нас, даже то, что мы скрываем от самых близких нам людей. В нашей современной интернет-экосистеме такого рода частное наблюдение является нормой. Это также незаметно и ничем не примечательно, как воздух, которым мы дышим. Но даже в этой продвинутой среде доминирует Google.

По мере расширения интернета Google рос вместе с ним. Независимо от того, какую службу она развернула или на какой рынок вышла, наблюдение и прогнозирование были включены в бизнес. Объем данных, проходящих через системы Google, ошеломляет. К концу 2016 года Google Android был установлен на 82% всех новых смартфонов, продаваемых по всему миру, и к середине 2017 года в мире насчитывалось более 2 миллиардов пользователей Android.

Взять только сервис электронной почты Gmail, он имеет миллиард активных пользователей, что означает, что у него был доступ к большинству электронных писем в мире. По оценкам некоторых аналитиков, 25% всего интернет-трафика в Северной Америке проходит через серверы Google.

Компания не просто подключена к Интернету, она и есть интернет. Google ввел совершенно новый тип бизнес-транзакций. Вместо того, чтобы платить за свои услуги деньгами, люди платят своими данными. А услуги, которые он предлагает потребителям, являются лишь приманкой, используемой для сбора данных о людях, которые привлекают рекламодатели.

Google использовал данные для расширения своей империи. К началу 2018 года в их материнской компании, Alphabet, было 85 050 сотрудников, работающих в более чем 70 офисах в 50 странах. В конце 2017 года рыночная капитализация компании составила 727 млрд долларов, что делает ее второй по значимости публичной компанией в мире, уступив Apple, другому гиганту Силиконовой долины.

Между тем, другие интернет-компании зависят от Google настолько, насколько зависит человек от воздуха. Snapchat, Twitter, Facebook, Lyft и Uber создали бизнес с оборотом в несколько миллиардов долларов на основе повсеместной мобильной операционной системы Google. Как привратник, Google также извлекает выгоду из их успеха. Чем больше людей используют свои мобильные устройства, тем больше данных они получают.

Что знает Google? Ну, кажется, почти все. «Одна из вещей, которая в конечном итоге случается… это то, что нам совсем не нужно, чтобы вы печатали, мы и так все знаем», — сказал Эрик Шмидт, бывший генеральный директор Google, в момент откровенности в 2010 году. «Потому что мы знаем, где вы находитесь. Мы знаем, где вы были. Мы можем более или менее угадать, о чем вы думаете». Позже он добавил:«Однажды у нас был разговор, в котором мы решили, что можем просто попытаться предсказать падение или взлет фондового рынка. И тогда мы решили, что это незаконно. Поэтому мы перестали это делать».

Это страшно, учитывая то, что Google больше не смотрится, как симпатичный стартап, а позиционирует себя, как мощная глобальная корпорация со своей политической программой и миссией максимизировать прибыль для акционеров. Представьте, если бы у Филипа Морриса, Goldman Sachs или военного подрядчика, был такой карт-бланш.

Государственные заказы для Google

Даже когда Google стал доминировать в потребительском интернете, появилась вторая сторона компании, которая редко привлекала к себе внимание: Google стали правительственным подрядчиком. Как выясняется, те же платформы и службы, которые Google развертывает для мониторинга жизни людей и получения их данных, могут быть использованы правительством США, включая военные, шпионские агентства, полицейские департаменты и школы. Ключом к этому преобразованию был небольшой стартап, теперь известный как Google Earth.

В 2003 году компания Сан-Франциско под названием Keyhole Incorporated была на коне. С названием, напоминающим секретную спутниковую программу «Keyhole», разработанную ЦРУ в 1960-х годах, компания была запущена двумя годами ранее как побочный продукт от видеоигрового оборудования. Его генеральный директор Джон Ханке заявил журналистам, что источником вдохновения для его компании поcлужил культовый научно-фантастический роман Нила Стивенсона «Снежный крах», в котором герой использует программу, созданную «Центральной разведывательной корпорацией» под названием «Планета Земля». Ее конструкция, разработанная, как описано в книге, «отслеживает каждый бит пространственной информации, которой она владеет — все карты, данные о погоде, архитектурные планы и данные спутникового наблюдения».

У Keyhole были свои корни в технологии видеоигр, но она была развернута в реальном мире, создав программу, которая связывала спутниковые изображения и аэрофотоснимки в трехмерные компьютерные модели, которые можно было бы исследовать так, как если бы они находились в игровом мире виртуальной реальности.

Но финансирование иссякло, и Keyhole обнаружил, что уже не просто развивает проект, а выживает вместе с ним. К счастью, компания была спасена как раз вовремя самой организацией, которая ее вдохновила: ЦРУ .

Как два «противных» студента изменили интернет

Военные командиры были не единственными, кто любил подобные проекты. Как и Сергей Брин. Ему так понравилось, что он настоял на том, чтобы лично продемонстрировать приложение для руководителей Google. Согласно отчету, опубликованному в Wired, он ворвался на собрание компании, набрал адрес каждого присутствующего и использовал программу, чтобы виртуально пролететь над их домами.

В 2004 году, в том же году, когда Google стала публичной, Брин и Пейдж выкупили компанию, инвесторов ЦРУ и всех остальных. Затем они включили компанию в растущую платформу интернет-приложений Google. Переродив ее в Google Earth.

Google закрыла несколько предыдущих сделок со спецслужбами. В 2003 году компания заключила контракт на 2,1 млн долларов на оснащение Агентства национальной безопасности (АНБ) индивидуальным поисковым решением, которое может сканировать и распознавать миллионы документов на 24 языках, включая техническую поддержку по вызову на случай, если что-нибудь пойдет не так.

Даже несмотря на то, что Google превратился в транснациональную корпорацию с многомиллиардным оборотом, Google удалось сохранить свой образ «не будь злым». В то время как пиар-команда Google делала все возможное, чтобы держать компанию в ложной ауре альтруизма, руководители компании придерживались агрессивной стратегии стать ведущей компанией по заказам от госслужб США в сфере Интернета.

В 2010 году, в знак того, насколько глубоко Google интегрировался в американские спецслужбы, им предоставили эксклюзивный контракт на 27 миллионов долларов США, фактически сделав компанию «глазами» Америки.

Вот признак того, насколько Google стал жизненно важным для правительства США: в 2010 году после масштабного вторжения в их систему, которое, по мнению компании, было санкционировано группой хакеров из правительства Китая, Google заключила секретное соглашение с АНБ. «По словам чиновников, которые были знакомы с деталями договоренностей Google с АНБ, компания согласилась предоставлять информацию о трафике в своих сетях в обмен на информацию от АНБ о том, что она знала об иностранных хакерах», — написал военный журналист Шейн Харрис.

Это имело смысл. Серверы Google предоставляли критически важные услуги Пентагону, ЦРУ и государственному департаменту. Они были частью военной семьи США.

Google не только работал со спецслужбами и военными ведомствами, но и стремился проникнуть на все уровни общества, включая гражданские федеральные агентства, города, штаты, местные полицейские управления, спасателей, больницы, государственные школы, всевозможные компании и некоммерческие организации.

В 2016 году Нью-Йорк подключился к Google, чтобы установить и запустить бесплатные станции Wi-Fi по всему городу. В то же время Калифорния, Невада и Айова зависят от Google со стороны платформ облачных сервисов, которые предсказывают и улавливают мошенничество в сфере социального обеспечения. Между тем, Google является посредником в обучении более половины учащихся государственных школ Америки.

Такое смешение военных, полицейских, государственных, образовательных, деловых и потребительских систем продолжает вызывать тревогу. Адвокаты беспокоятся о том, нарушает ли Gmail личные права человека. Родители задаются вопросом, что делает Google с информацией, которую они собирают об их детях в школе. Что делает Google с данными, которые проходят через ее системы? Какие ограничения в просмотре информации у Google и есть ли они вообще? В ответ на эти вопросы Google предлагает только расплывчатые и противоречивые ответы.

Почему ничего не изменится?

«Некоторые из самых фундаментальных вопросов, о которых люди не думают, больше всего достойны внимания, например, как мы организовываем людей, как мы их мотивируем? Это действительно интересная проблема — как мы реализовываем потенциал нашей демократии?», — размышлял Ларри Пейдж во время интервью в 2014 году с Financial Times. Он смотрел в будущее на сто лет и видел Google в центре прогресса. «Мы могли бы, вероятно, решить многие проблемы, которые у нас есть, как у людей». Но кто знает, как повернется ситуация и какие перемены ждут Интернет, об этом сейчас можно только догадываться.

Ранее мы писали о том, как не дать Google управлять вашей жизнью. Также сообщали про ТОП громких скандалов 2018 года в самых крупных компаниях мира.

Наверх