UA

Почему пользователи смартфонов платят за услуги, которые не заказывали и что делать в таких ситуациях

Каждый человек, который пользуется мобильным телефоном, хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда со счета списывались средства, за услугу, которую он не заказывал. Ситуации, с неконтролируемым списанием средств со счета мобильного телефона, в большинстве случаев, аналогичны. Пользователь мобильной связи обнаруживает, что с его мобильного счета списываются деньги за услугу, которую он не покупал. Будь-то прогноз погоды, подписка на игры или гороскоп на каждый день. В службе поддержки ему вежливо объясняют, что во-первых, услуга – не оператора, а третьей стороны – контент-провайдера, а во-вторых, абонент сам заказал услугу, просто не помнит об этом. Или же купил ее случайно, кликнув на рекламный баннер, или же телефон в кармане сам набрал короткий номер. Естественно, что пользователь чувствует себя обманутым и не удовлетворенным работой мобильного оператора. В такой ситуации кто-то из абонентов промолчит и забудет о потерянных деньгах, а кто-то может попытать удачу, написав заявление в суд. Об этом сообщает Информатор Tech, ссылаясь на ain.ua.

На какие платные услуги может "попасть" абонент

  1. Массовые ознакомительные подписки при подключении новых абонентов: если пользователь не совершает действия, направленного на отписку от услуги, его автоматически переводят на платное пользование.
  2. Вирусы для смартфонов, которые активируют платную подписку незаметно для абонента (это может быть баннер с кнопкой активации подписки, который показывают абоненту, если он использует мобильный браузер).
  3. Подмена одной услуги другой (к примеру, абонент заходит на файлообменник, сайт видит, что он зашел с мобильного браузера и предлагает ему бесплатную загрузку файла, но кликом на кнопке “Загрузить” абонент на самом деле подключает услугу).
  4. Аренда номеров, похожих на номера справочных служб тех же операторов или банков (например, с префиксом 900 вместо 800) и множество других.
С точки зрения законодательства – продажа контента в целом законна, вирусы - незаконны, а с точки зрения абонента это выглядит одинаково: он ничего не заказывал, а услугу ему подключили и списывают деньги. Одна из основных причин возникновения подобных ситуаций в Украине это то, что сегодня платные подписки – это услуга, которую в основном предоставляют не операторы, а третьи лица и их партнеры-провайдеры. Позиция операторов мобильной связи звучит одинаково уже многие годы. Заказ любой услуги – это решение пользователя, за услугу несет ответственность контент-провайдер. То есть, фактически оператор мобильной связи не при чем. Представители крупнейших мобильных операторов в Украине ("Киевстар", "Lifecell", "Vodafone Украина") по данному вопросу придерживаются аналогичного мнения.

Позиция мобильных операторов

  1. Доступ к услугам информационно-развлекательного контента заказывает клиент исключительно самостоятельно, со своего мобильного телефона.
  2. До того, как сделать заказ, клиент получает всю необходимую информацию для принятия решения: содержание услуги, стоимость, порядок, частота предоставления и стоимость.
  3. В любой момент клиент может отказаться от услуги: в информационных SMS есть инструкция, как это сделать.
  4. Контент-провайдер должен самостоятельно урегулировать обращения от клиентов, рассматривать все жалобы, компенсировать клиенту средства, если возникло недовольство работой услуги.
  5. Оператор мобильной связи, в свою очередь, следит за тем, чтобы провайдеры контента выполняли условия договоров, соблюдали права абонентов, доносили максимальную информацию об услуге.
  6. Существуют различные способы отказа от доступа к контент-услуге. Абонент может отказаться от любой услуги путем обращения в телефонный контакт-центр своего мобильного оператора или к специалисту по обслуживанию абонентов в магазине.
Тем не менее проблема "невидимого подключения услуг" для украинского рынка остается хронической. Однако, если следовать некоторым советам специалистов, то вполне можно избежать подобных неприятных ситуаций.

Как не стать "жертвой" подобной вирусной подписки

  1. Хотя бы раз в месяц в личном кабинете проверять перечень подключенных услуг, следить за тем, куда списываются деньги с вашего счета. Если у вас есть пожилые родственники или дети – в таких случаях данная процедура еще нужнее.
  2. Проконсультироваться у оператора, какие еще инструменты для контроля за счетом и движением средств на нем доступны вам как абоненту (включая команды для отключения контент-услуг).
  3. Если услуга уже подключена, по короткому номеру на сайтах оператора проверить, кто конкретно предоставляет услугу.
  4. Если оператор и компания-провайдер ограничиваются стандартными ответами и ничем помочь не хотят, попробовать решить ситуацию в публичном посте в соцсети, затегав представителей операторов.
  5. Также можно написать жалобу в НКРСИ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации). Как советуют специалисты, нужно не бояться идти в суд, так как самый результативный способ возврата денег в таких ситуациях: публичность и массовость.
Ранее мы писали, что в Украине появился мобильный кошелек. Как это работает, смотрите здесь.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.